Astronet Астронет: Г.С. Яхно Содержание и методика проведения практических работ и моделирование астрономических явлений в курсе астрономии средней школы
http://variable-stars.ru/db/msg/1173351
Проведение практических работ в курсе астрономии

Министерство просвещения РСФСР
Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина

Г.С. ЯХНО

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И МОДЕЛИРОВАНИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В КУРСЕ АСТРОНОМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: кандидат педагогических наук доцент А.Д. МАРЛЕНСКИЙ
Москва, 1966


Введение

Глава I. Состояние преподавания астрономии в средних школах в настоящее время.

1.1. Уровень знаний учащихся по астрономии.
1.2. Состояние материальной базы для проведения практических занятий по астрономии.
1.3. Состав и подготовка педагогических кадров, преподающих астрономию в школе.
1.4. Основные причины неудовлетворительного состояния преподавания астрономии.

Глава II. Обоснование практических работ по астрономии.

2.1. Основные положения теории познания.
2.2. Выводы педагогики и психологии об эффективности усвоения знаний школьниками.
2.3. Результаты экспериментальных исследований по определению влияния практических работ на прочность усвоения знаний.

Глава III. Некоторые демонстрации, предшествующие астрономическим наблюдениям и практическим работам учащихся.

Вводное замечание.
1) Демонстрация звездного неба с помощью светящейся карты.
2) Моделирование солнечной системы.
3) Демонстрация способа определения расстояния до небесных тел и их размеров.
4) Демонстрация школьного фотографического атласа Луны.
5) Демонстрация Солнца на экране в затемненном помещении.
6) Демонстрация солнечного спектра и отождествление главнейших фраунгоферовых линий.

Глава IV. Практические работы учащихся и методика их выполнения.

4.1. Оборудование для практических занятий по астрономии (краткий обзор).

1) Телескопы.
2) Бинокли и зрительные трубы.
3) Теодолиты.
4) Спектроскопы и дифракционные решетки.
5) Актинометры.
6) Простейшие угломерные приборы.
7) Другое вспомогательное оборудование.

4.2. Планирование и организация практических работ.

4.3. Описание работ и методические замечания к их выполнению.

Работа N 1. Наблюдение видимого суточного вращения звездного неба.
Работа N 2. Наблюдение годичного изменения вида звездного неба.
Работа N 3. Наблюдение изменения полуденной высоты Солнца.
Работа N 4. Определение направления небесного меридиана.
Работа N 5. Наблюдение за движением планет относительно звезд.
Работа N 6. Наблюдение спутников Юпитера.
Работа N 7. Определение угловых и линейных размеров Солнца (или Луны).
Работа N 8. Определение географической широты места.
Работа N 9. Проверка часов в истинный полдень.
Работа N 10. Определение географической долготы.
Работа N 11. Наблюдения за движением Луны и изменением ее фаз
Работа N 12. Наблюдение поверхности Луны в телескоп и отождествление ее деталей.
Работа N 13. Фотографирование Луны с помощью телескопа.
Работа N 14. Наблюдение солнечных пятен и осевого вращения Солнца.
Работа N 15. Наблюдение солнечного спектра и отождествление главнейших фраунгоферовых линий.
Работа N 16. Определение солнечной постоянной с помощью простейшего актинометра.

Заключение.
Литература.

Rambler's Top100 Яндекс цитирования