Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

Проведение практических работ в курсе астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Заключение

1. Проведенные диссертантом исследования состояния преподавания астрономии в школе позволили установить не только качественно, но и подтвердить количественно (гл. I), что уровень знаний учащихся по этому предмету остается крайне низким. В ряде школ знания учащихся до и после изучения астрономии мало чем отличаются. Следовательно, сложившаяся система преподавания школьной астрономии страдает серьезными недостатками и требует коренного улучшения, она не соответствует новым требованиям, стоящим перед советской школой в связи с общими задачами коммунистического воспитания.

2. Как показывает анализ, одной из основных причин такого положения дел с преподаванием астрономии является неразработанность наиболее приемлемых и эффективных методов изучения ряда важных ее разделов, отсутствие определенной системы в проведении демонстраций, наблюдений и практических работ с учащимися. Поскольку в основе процесса познания лежит живое созерцание, то практической части курса должна принадлежать первостепенная роль.

Учитывая это, автор и предпринял попытку выработать систему мер, которая бы способствовала улучшению постановки астрономических наблюдений, демонстраций и моделирования. Чтобы с помощью наглядных средств обучения и постановки практических работ можно было обеспечить правильное формирование представлений и понятий об основных астрономических явлениях, добиться прочного и сознательного усвоения знаний.

3. Длительный педагогический эксперимент, результаты которого описаны во II главе, убедительно подтверждает положительное влияние разработанной системы практических работ на качество и прочность усвоения знаний учащимися. Даже вторичная проверка, проведенная спустя полгода после изучения астрономии, показала сравнительно высокий уровень знаний учащихся, который не идет ни в какое сравнение с контрольными классами, где такие работы не проводились.

4. Безусловно, работа по совершенствованию методов обучения астрономии сложна и многообразна, и диссертант не претендует на полное ее раскрытие. Но то, что выполнено автором, позволяет наметить новые пути в совершенствовании практических работ, демонстраций и моделирования астрономических явлений.

Это относится, прежде всего, к таким астрофизическим демонстрациям, ранее не применявшимся в школьной практике, как моделирование звездного неба, принципы фотометрии звезд, астрофотография, спектральный анализ и др.

Используя специальную звездную карту, где звезды представлены в виде светящихся точек разного блеска, с большей глубиной и ясностью удается раскрыть понятие звездной величины, продемонстрировать современные методы фотометрии звезд, методы астрофотографии для изучения звездного неба, продемонстрировать изменение блеска переменных.

Изготовленный в школьных условиях фотографический атлас Луны позволяет лучше ознакомить учащихся с топографией лунной поверхности, показать неодинаковую ее отражательную способность, продемонстрировать явление оптической либрации и другие особенности Луны. Здесь же наглядно демонстрируется и сам метод фотографирования Луны с помощью школьных средств. Разработанный автором удобный способ крепления фотографической камеры к школьному телескопу-рефрактору расширяет возможности применения астрофотографии в школе.

Демонстрация учащимся спектра Солнца и отождествление некоторых его спектральных линий по спектрам сравнения является надежным средством для глубокого проникновения в сущность спектрального анализа. А примененный автором способ фотографирования спектра Солнца и спектров сравнения с помощью стандартного школьного оборудования и разработанная методика отождествления фраунгоферовых линий позволяет эту работу включить в физический практикум, что является полезным как для астрономии, так и для физики.

Возможность получения фотографий солнечного спектра в школе позволяет лучше дать объяснение спектральной классификации звезд. Сравнение звездных спектров со спектром Солнца наглядно иллюстрирует глубокую внутреннюю связь между различными небесными телами (звездами), доказывает их материальное единство, раскрывает их физическую природу.

Более глубокому познанию физической природы Солнца служит демонстрация его на экране в затемненном помещении, также, как применяемое в школе моделирование Солнечной системы помогает школьникам представить космические масштабы и методы определения расстояний до небесных тел.

Таким образом, эти демонстрации способствуют тому, что видимая картина окружающего нас мира наполняется физическим содержанием, а сами методы познания предстают перед учащимися в доступной для них форме.

Без такого качественного перехода школьная астрономия оставалась бы на позициях прошлого века и не соответствовала бы современному духу астрономической науки.

Не менее важным является и то, что некоторые описанные демонстрации и моделирование позволяют раскрывать сущность изучаемых явлений непосредственно на уроке во время изложения нового материала. Этим создается то необходимое единство восприятия, которое обеспечивает глубокие и прочные знания учащихся.

Вместе с тем, такие демонстрации служат хорошей подготовкой для вечерних наблюдений как групповых, так и самостоятельных.

5. Педагогической наукой установлено, что прочность знаний, глубина и сознательность их усвоения школьниками зависит от того, насколько эти знания использовались учащимися в своей практике.

Таким средством в астрономии, углубляющим и закрепляющим подученные на уроках знания, являются практические работы учащихся. Автором и была проделана большая работа по их отбору, методической разработке и практической проверке в школьных условиях. Большинство описанных в IV главе работ выполнялись по типу лабораторных с оформлением результатов наблюдений и измерений, с необходимыми вычислениями и выводами. Их важное значение состоит в том, что наблюдения проводятся не вообще, а имеют совершенно конкретное задание, при выполнении которого ученик анализирует, сравнивает, делает выводы. В этом случае происходит осмысливание наблюдаемых явлений, переход от первой (чувственной) ступени познания к высшей его ступени - логической.

Это также нашло свое подтверждение в результатах педагогического эксперимента и дает основание считать, что предложенная система практических работ будет способствовать устранению элементов формализма в преподавании астрономии.

Как и при разработке демонстраций, в практических работах для учащихся нашли свое отражение астрофизические методы астрономии. При этом, конечно, не отбрасываются работы по сферической астрономии, которые являются исходными в изучении астрономии и создают необходимые предпосылки для более глубокого понимания астрономических явлений.

6. Кроме методических проблем, автором отмечен и ряд других факторов, в основном организационных, в той или иной мере влияющих на состояние преподавания школьной астрономии.

а) Это, прежде всего, проблема педагогических кадров.

Поскольку качество обучения всецело зависит от уровня подготовки учителей, то весьма полезной и даже необходимой мерой является организация краткосрочных курсов и семинаров для работающих в школах учителей астрономии. Это наиболее скорый способ хотя бы частичного улучшения дела.
Такая учеба может быть организована институтами усовершенствования учителей на базе крупных научных центров нашей страны (при университетах, пединститутах, отделениях ВАГО).
Требует улучшения и система подготовки учителей астрономии в педагогических вузах.

б) На улучшение преподавания астрономии не в последнюю очередь влияет материальная база школ. Отсутствие астрономических обсерваторий, наблюдательных площадок, телескопов, теодолитов и других приборов сдерживает организацию практических занятий. Поэтому проведение на местах такой меры, как создание межшкольных астрономических обсерваторий с постройкой на крышах школ наблюдательных площадок и павильонов или башен для телескопов, явилось бы серьезным шагом в преодолении трудностей с проведением астрономических наблюдений.

Оборудование таких обсерваторий приборами могли бы на себя взять отделы народного образования. Но при этом нужна и серьезная помощь со стороны Министерства просвещения, которое до сих пор в этом направлении не предпринимает никаких шагов.

в) Лучшей организации практических занятий будет способствовать и конкретизация их в школьной программе, проект которой в настоящее время обсуждается.

Более четкое выделение объема обязательных демонстраций, наблюдений и других практических работ и определение (где это возможно) характера их выполнения внесет в работу учителя необходимый элемент организованности.

Подводя итог сказанному, можно заключить, что применение более рациональных методов обучения и проведение некоторых организационных мер поднимет роль школьной астрономии и сделает ее более действенным средством, помогающим формированию у выпускников школ научного марксистско-ленинского мировоззрения.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: диссертация - движение планет - движение Луны - движение Солнца - Солнечные пятна - Секстант - угломерный инструмент - актинометр - спектроскоп - теодолит - зрительная труба - телескоп - демонстрации - школьный атлас - численное моделирование - звездное небо - звездная карта - лабораторные работы - практические работы - курс астрономии - преподавание астрономии - методика преподавания
Публикации со словами: диссертация - движение планет - движение Луны - движение Солнца - Солнечные пятна - Секстант - угломерный инструмент - актинометр - спектроскоп - теодолит - зрительная труба - телескоп - демонстрации - школьный атлас - численное моделирование - звездное небо - звездная карта - лабораторные работы - практические работы - курс астрономии - преподавание астрономии - методика преподавания
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнения читателей [3]
Оценка: 3.1 [голосов: 168]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования