Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

Проведение практических работ в курсе астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

2.3. Результаты экспериментальных исследований по определению влияния практических работ на прочность усвоения знаний.

Рассмотрим теперь более подробно результаты экспериментальной работы по применению в школе практических работ.

Как уже указывалось во введении, эксперимент проводился диссертантом в течение 1959-1962 гг. в двух городских школах. В эти годы с учащимися проводились следующие практические работы:

1) Наблюдение звездного неба. Знакомство с основными созвездиями осенне-зимнего неба и понятием звездной величины.
2) Наблюдение видимого суточного вращения звездного неба.
3) Наблюдение годичного изменения вида звездного неба.
4) Наблюдение изменения полуденной высоты Солнца.
5) Наблюдение за движением планет относительно звезд.
6) Определение угловых и линейных размеров Солнца.
7) Наблюдение спутников Юпитера.
8) Определение географической широты места по высоте Солнца в полдень.
9) Проверка часов в истинный полдень.
10) Наблюдения, сиены фаз Луны и ее перемещения относительно звезд.
11) Телескопические наблюдения и фотографирование Луны.
12) Наблюдение солнечных пятен.
13) Отождествление фраунгоферовых линий в солнечном спектре.
14) Наблюдение двойных звезд, звездных скоплений и туманностей. Наблюдение переменных звезд.

Об организации и методике проведения этих работ будет сказано в IV главе, здесь же мы только отметим, что примерно 8 из них выполнялись каждым учащимся или в составе всего класса или самостоятельно. Оставшиеся 6-7 работ выполнялись отдельными звеньями и каждый учащийся выполнял какие-нибудь 2 из них, а об остальных 4 работах мог узнать из отчетов свою товарищей на уроках.

Рис. 1.

По большинству выполненных работ учащимися составлялись отчеты, в которых результаты наблюдений и измерений оформлялись в виде таблиц, графиков, рисунков с необходимыми выводами и пояснениями или на основании полученных данных производились вычисления, решались практические задачи. Примеры ученических работ вывешивались в Астрономическом уголке в классе (рис.1).

Для того, чтобы можно было судить, какое влияние оказывают работы на прочность усвоения знаний, был проведен опрос до и после изучения курса астрономии. Сравнительные данные приведены на диаграммах 7 и 8.

Диаграмма N 7. Сравнение результатов опроса до и после изучения астрономии в классе, где в системе проведены практические работы. (11 класс СШ N 4 г.Арзамаса, 1961-62 уч. год).
I) До изучения астрономии (1 сентября 1961 г.). По вопросу 1 оценивалось знание 2-х созвездий.

Диаграмма N 8. II) После изучения астрономии (27 декабря 1961 г. Астрономия изучалась только в I полугодии). По вопросу 1 оценивалось знание 9-12 созвездий.

Анализируя полученные результаты и сравнивая их с данными опроса в контрольных классах, где такие работы не проводились (диаграммы 4 и 5), мы получаем довольно убедительный вывод.

Во-первых, результаты опроса до изучения астрономии в этом классе почти не отличаются от общей картины, приведенной в I главе. Учащиеся также не имели конкретных знаний по астрономии, как и их товарищи в других школах или их предшественники в данной школе. Основные сведения по астрономии им предстояло получить на уроках.

Во-вторых, ответы по большинству предложенных вопросов были достаточно уверенными и свидетельствовали о твердых маниях учащихся, здесь только по двум вопросам правильных ответов оказалось меньше 85%. Знание звездного неба у большинства выразилось 9-12 созвездиями. В контрольном же классе по восьми вопросам верных ответов было меньше 35%, т.е. знания там по этим вопросам оказались почти на том же уровне, что и до изучения астрономии. Например, в знании звездного неба выявилась следующая картина: знают не более 3-х созвездий 40% учащихся, до 5 созвездий назвали 35% учащихся, знают 6-7 созвездий только 25% учащихся (это после изучения курса астрономии!).

Об определении широты места смогли правильно ответить только трое. А у остальных ответы оказались следующего содержания:
"Широту можно определить по высоте Солнца в полдень. На данный день года она равна географической широте местности";
"Широту можно определить по Солнцу, для этого надо знать полуденную высоту его, измеренную с помощью прибора сектанта";
"Широту можно определить по Солнцу" (но как - не указано).

В-третьих, прочность усвоения знаний учащимися экспериментального класса подтверждается и результатам опроса, проведенного через полгода после изучения курса астрономии (в 11 классе астрономия изучалась только в первом полугодии). Причем, проверка проводилась внезапно, без предварительного их уведомления об этом. Как видно из результатов этой проверки, представленных на диаграмме 9, здесь только по трем вопросам верных ответов оказалось меньше 65%, а по остальным вопросам - 70-90%.


Диаграмма N 9. III) Спустя полгода после изучения астрономии (21 мая 1962 г.). По вопросу 1 оценивалось знание 8-10 созвездий.

Довольно твердые знания обнаружили учащиеся и в предыдущие годы и не только в этой же школе, но и в другой, где практические работы проводились другим преподавателем под руководством диссертанта. Результаты проводившихся опросов за эти годы представлены на диаграмме 10. Процент правильных ответов и здесь по большинству вопросов выше 65.


Диаграмма N 10. Результаты опроса после изучения астрономии в других классах, где проводились практические работы (СШ N 2 и СШ N 4 г.Арзамаса, 1959-62 г.г.). По вопросу 1 оценивалось знание 7-12 созвездий.

Примечательны в этом отношении некоторые мысли самих учащихся, высказанные ими в одной из бесед в конце учебного года. На вопрос, что вам помогло не забыть созвездия, которые вы наблюдали более чем полгода назад, двое ответили так:
- А мы и после того, как астрономия кончилась, глядим на небо.
Третий добавил:
- Как-то еще с осени они хорошо запомнились. Ведь мы их как штудировали: от Большой Медведицы к Полярной, а от нее - к Кассиопее, а потом к Пегасу и Андромеде, и так привязали одно к другому. Да еще потом по памяти схему их рисовали.
- А какие работы, выполненные вами, вы считаете для себя полезными?
- Мне кажется, определение широты места. И просто, и в жизни пригодится. Мы когда-то на уроках географии о широте говорили, но тогда мне казалось, что для ее определения нужны сложные приборы.
- А мне больше всего понравилась работа по определению диаметра Солнца с помощью теодолита и секундомера. Результат ведь получился, как в книжке.
- Вот уж самым неожиданным, пожалуй, было то, что мы своими руками спектр Солнца сфотографировали и хоть немного, но разобрались в нем. А когда своими руками сделаешь что-нибудь, так оно и запоминается.
- А хоть и не своими. Вот Маша Ушанкова показала свои рисунки с солнечными пятнами и убедила, что Солнце вращается вокруг своей оси.

Таким образом, на прочность усвоения знаний решающее влияние оказывает чувственная ступень познания, питающая образными восприятиями все последующие абстрактно-логические построения в изучении курса астрономии. Только благодаря живому созерцанию большинству школьников хорошо запомнились главнейшие созвездия, планеты, направление суточного вращения звездного неба, методы ориентирования и др.

Производя наблюдения и применяя полученные на уроках знания для решения практических задач, учащиеся получали возможность видеть астрономические явления с новых существенных сторон. При этом создавались благоприятные условия для активной, целенаправленной работы мысли, для образования в коре головного мозга устойчивых временных связей, образования ассоциаций.

На основании приведенных во II главе положений можно с определенностью сказать, что при изучении астрономии в шкоде одним из основных методов являются учебные астрономические наблюдения и другие практические работы, иллюстративные приема и моделирование, с помощью которых достигается правильное формирование представлений и понятий о небесных телах и основных астрономических явлениях, обеспечивается прочное и сознательное их усвоение.

Наблюдения и другие практические работы являются той совершенно необходимой методологической основой в изучении астрономии, которая обеспечивает правильное формирование диалектико-материалистического мировоззрения школьников. Именно на основании астрономических наблюдений, показа иллюстраций, моделей учащиеся путем логического мышления познают то общее, что раскрывает сущность предметов и явлений.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: диссертация - движение планет - движение Луны - движение Солнца - Солнечные пятна - Секстант - угломерный инструмент - актинометр - спектроскоп - теодолит - зрительная труба - телескоп - демонстрации - школьный атлас - численное моделирование - звездное небо - звездная карта - лабораторные работы - практические работы - курс астрономии - преподавание астрономии - методика преподавания
Публикации со словами: диссертация - движение планет - движение Луны - движение Солнца - Солнечные пятна - Секстант - угломерный инструмент - актинометр - спектроскоп - теодолит - зрительная труба - телескоп - демонстрации - школьный атлас - численное моделирование - звездное небо - звездная карта - лабораторные работы - практические работы - курс астрономии - преподавание астрономии - методика преподавания
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнения читателей [3]
Оценка: 3.1 [голосов: 168]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования