Проведение практических работ в курсе астрономии
<< Предыдущая |
7) Другое вспомогательное оборудование
а) Звездная указка.
Рис. 48 |
При наблюдениях звездного неба учитель всегда испытывает затруднения в показе учащимся положения некоторых небесных объектов. И это понятно, школьники, глядя в ту сторону неба, куда показывает рукой учитель, не могут сразу найти среди множества сверкающих точек то, что требуется. Особенно это относится к нахождению таких слабых объектов, как звезды Малой Медведицы, Лебедя, Андромеды, туманностей, звездных скоплений и др. И нередко случается так, что кое-кто из учащихся уходит с занятий, так и не усвоив, где же находятся на небе туманность или звезда, о которой рассказывал учитель. Поэтому на астрономической площадке необходимо иметь так называемую звездную указку (рис. 48). Она состоит из легкой рамки на шарнирном устройстве с совершенно параллельными планками. Прицелившись одной из них на звезду, мы ориентируем в том же направлении и другие. В результате чего сразу несколько наблюдений получают надежное целеуказание.
б) Фотореле для регистрации момента истинного полудня
Чтобы можно было автоматически регистрировать момент прохождения Солнца через меридиан, диссертантом было сконструировано и проверено в работе специальное фотореле (рис.49 и 49а).
Рис. 49. Фотореле для
регистрации момента истинного полудня: ФЭ - фотоэлемент ЦГ-4; Л1 - электронная лампа 6С5С; Л2 - 60-ваттная лампа, включенная последовательно в цепь накала; R1 - сопротивление 2,7 МОм; R2 - сопротивление 2,7 кОм; R - обмотка электромагнитного реле, сопротивлением около 1 кОм; С - электролитический конденсатор 10 мкФ; П - контактные пластины реле (нормально замкнутые). |
Рис. 49а.
Схема фотореле видна на верхней крышке камеры, внутрь которой она устана- вливается в рабочее положение. |
Ящик, в который помещено фотореле, имеет две узкие щели, ориентированные точно по меридиану. Солнечный свет, прошедший в виде узкого пучка через наружную щель, точно в полдень попадает во вторую, внутреннюю щель, падает на фотоэлемент и вызывает включение электрического звонка. Как только луч от наружной щели смещается и перестает освещать фотоэлемент, звонок отключается. Ширина щелей берется 3-4 мм. В солнечный день это обеспечивает вполне устойчивую работу реле. При расстоянии между щелями в 50 см. продолжительность сигнала около 2 мин.
Если прибор устанавливается горизонтально, то необходимо верхнюю крышку камеры между наружной и внутренней щелью сделать с наклоном, чтобы обеспечить попадание солнечных лучей на внутреннюю щель при больших высотах Солнца. Угол наклона верхней крышки зависит от наибольшей полуденной высоты Солнца в данном месте.
Чтобы можно было воспользоваться подаваемым сигналом для проверки часов, на ящике фотореле имеется таблица с указанием моментов истинного полудня с промежутком через 3 дня. Момент истинного полудня вычисляется по известной формуле:
Т0 = 12 + h + (n-l).
Поскольку якорь электромагнитного реле притягивается при затемнении, то контактные пластины П, через которые включается цепь звонка, должны быть нормально замкнутыми, т.е. замкнутыми при отжатом якоре.
Такой прибор в школе служит не только практическим целям, но н знакомит учащихся с принципами автоматики, которые широко используются в современных астрономических измерениях.
Рис. 50 |
Для решения задач на уроках астрономии, для выполнения ряда практических работ (определение широты места, определение времени по солнцу и звездам, наблюдение спутников Юпитера и др.), а также для иллюстрации излагаемого на уроках материала кроме издаваемых таблиц по астрономии, полезно иметь в классе выполненные в крупном масштабе справочные таблицы, графики, рисунки, результаты проведенных наблюдений, образцы практических работ учащихся и другие материалы, составляющие астрономический уголок (рис. 50). В астрономическом уголке необходимы и Астрономические календари (ежегодник, издаваемый ВАГО и Школьный астрономический календарь), в которых содержатся необходимые для занятий сведения, указаны важнейшие астрономические события, приведены данные о новейших достижениях и открытиях в астрономии.
В том случае, когда в школе Астрономических календарей нет или их недостаточно, из справочных таблиц и графиков в астрономическом уголке желательно иметь следующие:
а) склонение Солнца (с промежутком через 5 дней);б) уравнение времени (таблица иди график);
в) изменение фаз Луны и ее склонений на данный год;
г) конфигурации спутников Юпитера и таблицы затмений спутников, на тот месяц, когда предлагается проводить наблюдения;
д) видимость планет в данном году;
е) сведения о затмениях Солнца и Луны;
ж) некоторые постоянные астрономические величины;
з) координаты наиболее ярких звезд и др.
Кроме того, необходимы демонстрационная подвижная звездная карта и учебный звездный атлас А.Д. Могилко, немая звездная карта, модель небесной сферы.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
диссертация - движение планет - движение Луны - движение Солнца - Солнечные пятна - Секстант - угломерный инструмент - актинометр - спектроскоп - теодолит - зрительная труба - телескоп - демонстрации - школьный атлас - численное моделирование - звездное небо - звездная карта - лабораторные работы - практические работы - курс астрономии - преподавание астрономии - методика преподавания
Публикации со словами: диссертация - движение планет - движение Луны - движение Солнца - Солнечные пятна - Секстант - угломерный инструмент - актинометр - спектроскоп - теодолит - зрительная труба - телескоп - демонстрации - школьный атлас - численное моделирование - звездное небо - звездная карта - лабораторные работы - практические работы - курс астрономии - преподавание астрономии - методика преподавания | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |