Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronet.ru/db/msg/1174656/chapter2-7.html
Дата изменения: Thu Feb 7 17:49:45 2002
Дата индексирования: Thu Dec 27 17:50:47 2007
Кодировка: Windows-1251
Астронет > Демонстрирование чертежей и картин.
Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 12. Демонстрирование чертежей и картин.

Дидактическое значение демонстрирования чертежей и рисунков хорошо известно. В курсе астрономии эти пособия особенно необходимы, так как учителю нередко приходится исходить в своем изложении из объектов, которые учащемуся показать нельзя, или из наблюдений, непосредственно учащимися не проводившихся и представляющих результаты работы с мощными инструментами.

Чертежи, преимущественно из области сферической астрономии, представляют или пространственный объект - небесную сферу, или ее сечение какой-либо плоскостью. Чертеж небесной сферы воспринимается учащимися не без труда, и поэтому к такому чертежу надо их подготовить, начав с демонстрирования модели и показав, как эта модель проектируется на экран. Простейший прием - отбросить на белый экран тень от шарообразной колбы, наполовину наполненной водой. Изображение небесной сферы на классной доске должно быть сделано точно и аккуратно. Для этого нужно использовать классный циркуль и линейку и приучить к тому же и учащихся.

Следует предостеречь от пользования диапозитивами с такими чертежами. Появление на экране готового чертежа со всеми линиями не дает возможности показать учащимся постепенное развитие общего рисунка; внимание учащихся распыляется и чертеж воспринимается целиком, а не в своем развитии. При вычерчивании на доске учитель, наоборот, имеет возможность постепенно, по мере хода изложения, вводить учащихся в излагаемые им понятия. При выполнении на доске подобных чертежей полезно пользоваться цветными мелками. Это дает возможность выделить некоторые линии с тем, чтобы они и на законченном чертеже не пропадали в общей сложности рисунка.

Рисунки небесных объектов следует демонстрировать на экране с помощью эпидиаскопа или проекционного фонаря. При невозможности использовать хороший набор диапозитивов по астрономии эпидиаскоп оказывается особенно нужным. В связи с этим, конечно, уроки надо проводить в комнате, где имеется затемнение на окнах. Количество показываемых рисунков следует строго сообразовать с темой изложения и запасом времени. Надо остерегаться излишнего количества рисунков, имея в виду, что каждый рисунок требует специального пояснения.

Астрономические фотографии, в виду отсутствия в них какой бы то ни было перспективы, могут дать неверное представление о размерах объекта, с которого снята фотография. Поэтому при показе астрофотографий следует сообщать учащимся, какому примерно угловому увеличению соответствует каждая картина, и привести данные об истинных угловых размерах объекта. Сопоставление этих данных поможет учащимся установить правильное понимание рисунка.

Чтобы учащиеся могли присмотреться к деталям показанных диапозитивов или картин, полезно в физическом кабинете установить специальную рамку для диапозитивов на окне или освещаемую электрическими лампами. После демонстрации диапозитивов они выставляются в этой рамке до следующего урока.

В настоящее время изданы стенные картины "Таблицы по астрономии". При немногочисленном классе или трудности постановки демонстрации проекционным фонарем можно вести изложение, пользуясь этими рисунками. При этом приходится по возможности придвинуть подставку с ними поближе к первому ряду. Показанную уже таблицу надо вывесить в классе, но нерационально делать это до соответствующего урока (она "приглядится").

С успехом могут использоваться кинофильмы, но надо иметь в виду, что специальных учебных кинофильмов пока еще немного. Поэтому иногда приходится демонстрировать фильмы научно-популярные, содержащие некоторые части, не являющиеся необходимыми, но отнимающие время, весьма нужное для учителя астрономии.

При применении кинофильма желательно сделать строгий отбор нужных кадров и поставить показ так, чтобы иметь возможность делать остановки и пропуски для пояснений. Отбор кадров делается для того, чтобы не тратить времени на показывание и объяснение картин, несущественных для данного изложения.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.2 [голосов: 19]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования