Астронет: М. Е. Набоков Методика преподавания астрономии http://variable-stars.ru/db/msg/1174656/chapter2-7.html |
<< Предыдущая |
§ 12. Демонстрирование чертежей и картин.
Дидактическое значение демонстрирования чертежей и рисунков хорошо известно. В курсе астрономии эти пособия особенно необходимы, так как учителю нередко приходится исходить в своём изложении из объектов, которые учащемуся показать нельзя, или из наблюдений, непосредственно учащимися не проводившихся и представляющих результаты работы с мощными инструментами.
Чертежи, преимущественно из области сферической астрономии, представляют или пространственный объект - небесную сферу, или её сечение какой-либо плоскостью. Чертёж небесной сферы воспринимается учащимися не без труда, и поэтому к такому чертежу надо их подготовить, начав с демонстрирования модели и показав, как эта модель проектируется на экран. Простейший приём - отбросить на белый экран тень от шарообразной колбы, наполовину наполненной водой. Изображение небесной сферы на классной доске должно быть сделано точно и аккуратно. Для этого нужно использовать классный циркуль и линейку и приучить к тому же и учащихся.
Следует предостеречь от пользования диапозитивами с такими чертежами. Появление на экране готового чертежа со всеми линиями не даёт возможности показать учащимся постепенное развитие общего рисунка; внимание учащихся распыляется и чертеж воспринимается целиком, а не в своём развитии. При вычерчивании на доске учитель, наоборот, имеет возможность постепенно, по мере хода изложения, вводить учащихся в излагаемые им понятия. При выполнении на доске подобных чертежей полезно пользоваться цветными мелками. Это даёт возможность выделить некоторые линии с тем, чтобы они и на законченном чертеже не пропадали в общей сложности рисунка.
Рисунки небесных объектов следует демонстрировать на экране с помощью эпидиаскопа или проекционного фонаря. При невозможности использовать хороший набор диапозитивов по астрономии эпидиаскоп оказывается особенно нужным. В связи с этим, конечно, уроки надо проводить в комнате, где имеется затемнение на окнах. Количество показываемых рисунков следует строго сообразовать с темой изложения и запасом времени. Надо остерегаться излишнего количества рисунков, имея в виду, что каждый рисунок требует специального пояснения.
Астрономические фотографии, в виду отсутствия в них какой бы то ни было перспективы, могут дать неверное представление о размерах объекта, с которого снята фотография. Поэтому при показе астрофотографий следует сообщать учащимся, какому примерно угловому увеличению соответствует каждая картина, и привести данные об истинных угловых размерах объекта. Сопоставление этих данных поможет учащимся установить правильное понимание рисунка.
Чтобы учащиеся могли присмотреться к деталям показанных диапозитивов или картин, полезно в физическом кабинете установить специальную рамку для диапозитивов на окне или освещаемую электрическими лампами. После демонстрации диапозитивов они выставляются в этой рамке до следующего урока.
В настоящее время изданы стенные картины "Таблицы по астрономии". При немногочисленном классе или трудности постановки демонстрации проекционным фонарём можно вести изложение, пользуясь этими рисунками. При этом приходится по возможности придвинуть подставку с ними поближе к первому ряду. Показанную уже таблицу надо вывесить в классе, но нерационально делать это до соответствующего урока (она "приглядится").
С успехом могут использоваться кинофильмы, но надо иметь в виду, что специальных учебных кинофильмов пока ещё немного. Поэтому иногда приходится демонстрировать фильмы научно-популярные, содержащие некоторые части, не являющиеся необходимыми, но отнимающие время, весьма нужное для учителя астрономии.
При применении кинофильма желательно сделать строгий отбор нужных кадров и поставить показ так, чтобы иметь возможность делать остановки и пропуски для пояснений. Отбор кадров делается для того, чтобы не тратить времени на показывание и объяснение картин, несущественных для данного изложения.
<< Предыдущая |