Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronet.ru/db/msg/1174656/chapter4-2.html
Дата изменения: Thu Feb 7 17:49:45 2002
Дата индексирования: Thu Dec 27 17:51:32 2007
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: южная атлантическая аномалия
Астронет > Учет методического опыта
Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 24. Учет методического опыта.

Не менее важно вести такую работу и в области методики, причем в этой области собирание материала должно вестись не только по литературе, но и по собственным наблюдениям за ходом обучения и восприятия учащихся. Такое накопление и систематизация собственного опыта, а также опыта и других учителей помогают исправлять ошибки и нередко находить новые, более эффективные приемы преподавания.

Главное внимание надо обратить не те ошибки в ответах учащихся, которые явно показывают самому учителю на неудачность его приема изложения, иногда даже ошибки в определениях основных понятий, на необдуманное показывание учебных пособий или недостатки их конструкции. Отсюда следует, что, при малом времени на астрономию в школе, надо тщательно подготовлять опрос учащихся, применяя и так называемые "летучие" вопросы всему классу и спрашивая после этого кого-нибудь одного.

Обычно предполагается, что самая трудная часть астрономии - элементы сферической астрономии и все, что с ними связано. На самом деле непонимание или превратные восприятия бывают и в области элементов теоретической астрономии, и в астрофизической части. Выяснение вопросов, которые учащиеся трудно или плохо восприняли, - лишь половина того, что нужно учителю. Самое главное - выяснить причину трудности и найти способы ее устранения. Здесь педагог должен стать своего рода исследователем и добраться до основ непонимания. Анализ таких случаев всегда вскрывает, что надо сделать для улучшения восприятия. В виде примера можно привести случай, когда молодой учитель при объяснении элементов сферической астрономии сразу показал классу модель небесной сферы со всеми ее деталями и, убедившись на последующем уроке в непонимании учащихся, увидел, что надо было начинать с разъяснения и показа основного понятия, лишь постепенно добавляя различные детали.

Хороший материал для собирания опыта преподавания дают письменные задачи. Однако они никогда не могут указать причин непонимания - изучение причин можно провести только в живой, непосредственной работе с учащимися. В то же время письменные задачи дают вполне достоверный материал о допущенных ошибках преподавания, об этом бесспорно свидетельствует наличие одной и той же ошибки во всех или в большей части работ. Такой случай ясно должен показывать учителю на его собственную ошибку.

Правильные ответы на письменные задачи не следует переоценивать и делать выводы о полном понимании, так как эти ответы, если вопрос недостаточно хорошо поставлен, выявляют лишь чисто формальные стороны знания или зрительную память.

Знакомство с научной и методической литературой, материалы собственного опыта преподавания, надлежащим образом записанные и систематизированные, - основа для разработки и проведения хорошего урока по астрономии.

Техника ведения записей - дело личного опыта, привычки; в форме записей учитель не должен себя стеснять какими-нибудь внешними правилами. Можно воспользоваться библиографической классификацией, приспособив ее к содержанию школьного курса астрономии путем введения подразделении и добавить к ней специальный методический раздел.

В методическом разделе рекомендуется иметь те же рубрики, как и в библиографическом указателе в конце книги.

Не следует также пренебрегать способом ведения записей на карточках или листах одинакового формата с последующей расстановкой их в порядке индексов и выделения внутри каждого библиографии, реферированного материала и коротких заметок. При подготовке к уроку учитель, пользуясь своими записями, расположенными в систематическом порядке, легко и без потери времени освежит свои знания и подберет надлежащий материал.

Есть некоторая деталь в методической подготовке по астрономии, свойственная не всем дисциплинам,- связь с наблюдениями. Подготавливаясь к уроку, учитель обязательно должен учесть, что наблюдали учащиеся, как прошли эти наблюдения и, строя план урока, по возможности исходить от выполненных наблюдений, внося исправления, дополнения и разъяснения к той сумме фактов, которые накопились у учащихся в результате наблюдений. Учтя выполненные работы и внеся их в план урока как исходный материал, учитель должен составить задания и на самостоятельные наблюдения. Последнее требует, конечно, справок в астрономическом календаре, так как, составляя задание, надо строго рассчитывать возможность выполнения его (например, видимость планет) в пределах времени суток, когда наблюдения не нарушат правильного распорядка жизни школьников (не позже того часа, когда они ложатся спать).

Если учитель ведет свою работу не первый год и имеет хорошую привычку вести записи, то по ним он может вдуматься в те причины, которые могли вызвать непонимание. Бывают случаи, когда часть курса, как будто весьма простая, неожиданно оказывается "трудной". Нередко это случается из-за слабости пространственных представлений у учащихся, и надлежащий анализ приводит к переработке метода.

В виде примера можно указать случай, когда более половины студентов III курса педагогического института неожиданно не поняли элементарного вывода формулы солнечных часов. Анализ этого непонимания показал, что они плохо представили себе чертеж, выполненный в перспективе. Простая модель из дощечки и нескольких проволочек, сделанная одним из студентов по указанию преподавателя, сразу и целиком устранила затруднения и впоследствии демонстрировалась на лекциях с неизменным успехом.

Так, иногда то, что учитель предполагает легким, в действительности оказывается трудным, и только анализ трудности с последующими отсюда выводами дает возможность улучшения.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.2 [голосов: 19]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования