Астронет: М. Е. Набоков Методика преподавания астрономии http://variable-stars.ru/db/msg/1174656/chapter4-2.html |
<< Предыдущая |
§ 24. Учёт методического опыта.
Не менее важно вести такую работу и в области методики, причём в этой области собирание материала должно вестись не только по литературе, но и по собственным наблюдениям за ходом обучения и восприятия учащихся. Такое накопление и систематизация собственного опыта, а также опыта и других учителей помогают исправлять ошибки и нередко находить новые, более эффективные приёмы преподавания.
Главное внимание надо обратить не те ошибки в ответах учащихся, которые явно показывают самому учителю на неудачность его приёма изложения, иногда даже ошибки в определениях основных понятий, на необдуманное показывание учебных пособий или недостатки их конструкции. Отсюда следует, что, при малом времени на астрономию в школе, надо тщательно подготовлять опрос учащихся, применяя и так называемые "летучие" вопросы всему классу и спрашивая после этого кого-нибудь одного.
Обычно предполагается, что самая трудная часть астрономии - элементы сферической астрономии и всё, что с ними связано. На самом деле непонимание или превратные восприятия бывают и в области элементов теоретической астрономии, и в астрофизической части. Выяснение вопросов, которые учащиеся трудно или плохо восприняли, - лишь половина того, что нужно учителю. Самое главное - выяснить причину трудности и найти способы её устранения. Здесь педагог должен стать своего рода исследователем и добраться до основ непонимания. Анализ таких случаев всегда вскрывает, что надо сделать для улучшения восприятия. В виде примера можно привести случай, когда молодой учитель при объяснении элементов сферической астрономии сразу показал классу модель небесной сферы со всеми её деталями и, убедившись на последующем уроке в непонимании учащихся, увидел, что надо было начинать с разъяснения и показа основного понятия, лишь постепенно добавляя различные детали.
Хороший материал для собирания опыта преподавания дают письменные задачи. Однако они никогда не могут указать причин непонимания - изучение причин можно провести только в живой, непосредственной работе с учащимися. В то же время письменные задачи дают вполне достоверный материал о допущенных ошибках преподавания, об этом бесспорно свидетельствует наличие одной и той же ошибки во всех или в большей части работ. Такой случай ясно должен показывать учителю на его собственную ошибку.
Правильные ответы на письменные задачи не следует переоценивать и делать выводы о полном понимании, так как эти ответы, если вопрос недостаточно хорошо поставлен, выявляют лишь чисто формальные стороны знания или зрительную память.
Знакомство с научной и методической литературой, материалы собственного опыта преподавания, надлежащим образом записанные и систематизированные, - основа для разработки и проведения хорошего урока по астрономии.
Техника ведения записей - дело личного опыта, привычки; в форме записей учитель не должен себя стеснять какими-нибудь внешними правилами. Можно воспользоваться библиографической классификацией, приспособив её к содержанию школьного курса астрономии путём введения подразделении и добавить к ней специальный методический раздел.
В методическом разделе рекомендуется иметь те же рубрики, как и в библиографическом указателе в конце книги.
Не следует также пренебрегать способом ведения записей на карточках или листах одинакового формата с последующей расстановкой их в порядке индексов и выделения внутри каждого библиографии, реферированного материала и коротких заметок. При подготовке к уроку учитель, пользуясь своими записями, расположенными в систематическом порядке, легко и без потери времени освежит свои знания и подберёт надлежащий материал.
Есть некоторая деталь в методической подготовке по астрономии, свойственная не всем дисциплинам,- связь с наблюдениями. Подготавливаясь к уроку, учитель обязательно должен учесть, что наблюдали учащиеся, как прошли эти наблюдения и, строя план урока, по возможности исходить от выполненных наблюдений, внося исправления, дополнения и разъяснения к той сумме фактов, которые накопились у учащихся в результате наблюдений. Учтя выполненные работы и внеся их в план урока как исходный материал, учитель должен составить задания и на самостоятельные наблюдения. Последнее требует, конечно, справок в астрономическом календаре, так как, составляя задание, надо строго рассчитывать возможность выполнения его (например, видимость планет) в пределах времени суток, когда наблюдения не нарушат правильного распорядка жизни школьников (не позже того часа, когда они ложатся спать).
Если учитель ведёт свою работу не первый год и имеет хорошую привычку вести записи, то по ним он может вдуматься в те причины, которые могли вызвать непонимание. Бывают случаи, когда часть курса, как будто весьма простая, неожиданно оказывается "трудной". Нередко это случается из-за слабости пространственных представлений у учащихся, и надлежащий анализ приводит к переработке метода.
В виде примера можно указать случай, когда более половины студентов III курса педагогического института неожиданно не поняли элементарного вывода формулы солнечных часов. Анализ этого непонимания показал, что они плохо представили себе чертёж, выполненный в перспективе. Простая модель из дощечки и нескольких проволочек, сделанная одним из студентов по указанию преподавателя, сразу и целиком устранила затруднения и впоследствии демонстрировалась на лекциях с неизменным успехом.
Так, иногда то, что учитель предполагает лёгким, в действительности оказывается трудным, и только анализ трудности с последующими отсюда выводами даёт возможность улучшения.
<< Предыдущая |