Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronet.ru/db/msg/1197730/25.html
Дата изменения: Tue Apr 20 22:59:46 2004
Дата индексирования: Wed Dec 26 02:07:47 2007
Кодировка: Windows-1251
Астронет > Молева О.В. ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ...
Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод
 

Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В СРЕДЕ Power Point ХР ДЛЯ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АСТРОНОМИИ

Молева О.В.

Нижегородский государственный педагогический университет

В настоящее время, время повсеместной компьютеризации и прихода в образование новых технологий, у педагогов возникает настоятельная потребность в создании электронных презентаций для использования их на аудиторных занятиях.

Проблема создания электронных учебных пособий, к которым относятся и учебные презентации, на сегодняшний день весьма актуальна, так же, как и разработка общих методических принципов для них, которые четко не определены до сих пор.

Нами предпринята попытка выделить некоторые принципы создания электронных презентаций по астрономии для школьников и студентов на основе опыта чтения лекций в городском планетарии.

Специфика планетария накладывает свои условия на разработку презентации. Здесь проводятся лекции-сеансы для зрителей разного уровня подготовки и возраста: школьников 1-11 классов, дошкольников с родителями, просто людей, интересующихся астрономией.

Содержание лекции, подача материала варьируются в зависимости от уровня подготовленности зрителей, однако основа неизменна - это звездное небо.

Вторая составляющая любой лекции - последовательность слайдов.

На любой лекции, как в планетарии, так и в другой аудитории, лектор решает множество психолого-педагогических задач. Нужно сообщить необходимые сведения об астрономических явлениях и объектах, проверить качество усвоения материала, поддержать внимание в течение часа, задействовать чувственное и эмоциональное восприятие, фантазию и сообразительность зрителей.

До недавнего времени нами во время сеансов, кроме эффектов звездного зала и аппарата планетария, применялись обычные фотографические слайды. Сейчас большинство вышеперечисленных задач легко решить с помощью электронных презентаций.

Известно, что для развития познавательных способностей учащихся большое значение имеет накопление представлений об объектах реальной действительности, ибо без конкретных представлений невозможно и формирование научных понятий. Обширная база данных призвана помочь в формировании наиболее полных, богатых содержанием образных представлений учащихся [1]. Поэтому первым, и самым существенным, этапом в переходе на новый вид работы мы считаем создание банка изображений, анимаций и видеофрагментов. Этот процесс довольно трудоемкий, но является основополагающим в построении занятий с электронными презентациями.

Тематический принцип построения банка изображений, анимаций и фильмов продиктован удобством использования и тесно переплетается с курсом астрономии. Здесь представлены все основные разделы курса: звездное небо, Солнечная система, Вселенная, методы исследования, космонавтика. Каждый раздел содержит множество подразделов, в результате фотографии или анимации по каждому объекту или классу объектов собраны в отдельных папках. Такой подход намного облегчает поиск нужных данных, а, следовательно, сокращает время на подготовку зрительного ряда, предоставляя возможность лектору или учителю больше времени уделять методической и научной сторонам темы.

Параллельно с накоплением данных осуществлялся второй этап работы - создание электронных презентаций в среде PowerPointХР, которые в настоящий момент полностью заменили слайдовые презентации.

Обобщая и анализируя опыт использования PowerPoint XP на занятиях по астрономии, мы выделили принципы, которые, на наш взгляд, должны быть положены в основу разработки презентаций. Охарактеризуем главные из них.

Основные принципы разработки электронных презентаций

1. Оптимальный объем.

Наблюдения показывают, что наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 80-100 слайдов. Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.

В связи с этим встает проблема отбора видеоматериала для презентации. Не следует помещать изображения, относящиеся к понятиям, на обстоятельное раскрытие которых лектор не рассчитывает [2]. Не должно быть "лишних" слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Необходимо исключить дублирующие, похожие слайды.

2. Доступность.

Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки зрителей.

Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт учащихся, использовать образные сравнения.

Если для взрослой аудитории можно включать в презентацию схемы, графики, черно-белые фотографии, то для младших школьников нужно этих элементов избегать. Если в первом случае допустимо включать числовые значения величин, то во втором это должны быть преимущественно величины сравнительные.

3. Научность.

Яркие картинки не должны противоречить реальным фактам. Недопустимо добиваться красочности, изменения масштабов изображений и т.п. в ущерб научной достоверности.

4. Разнообразие форм.

Это требование предполагает реализацию индивидуального подхода к обучаемому, учета индивидуальных возможностей восприятия предложенного учебного материала. Индивидуальный подход может обеспечиваться различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему, содержанию [2]. Разные люди в силу своих индивидуальных особенностей воспринимают наиболее хорошо информацию, представленную разными способами. Кто-то лучше воспринимает фотографии, кто-то схемы или таблицы и т. д.

5. Учет особенности восприятия информации с экрана.

Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения и в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения. При работе в режиме периферийного зрения система глаз-мозг почти мгновенно воспринимает большое количество информации, при работе в режиме центрального зрения - производится тщательный последовательный анализ. Следовательно, когда человек читает текст, да еще с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то глаз переключается во второй режим, и мозг работает быстрее [3].

Именно поэтому в учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов [4,5].

Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания учащихся доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности [1].

Целесообразность такого подхода подтверждают и наблюдения в планетарии. Текст на слайде зрители практически не воспринимают. Поэтому в презентациях лучше оставить текст только в виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат. Лучше избегать обилия цифр. Числовые величины имеет смысл заменить сравнениями.

Правда, на этом пути тоже есть свои минусы. Опыт работы показывает, что поток одних только ярких изображений воспринимается тоже не очень хорошо. Внимание, вначале непроизвольное, быстро падает, переходя в произвольное, поддержание которого требует уже больших усилий, как со стороны лектора, так и со стороны зрителей. Это особенно быстро и непосредственно проявляется у младших школьников.

Хороший результат по переключению внимания дает применение видеофрагментов, особенно озвученных. Они почти всегда вызывают оживление в аудитории. Зрители устают от голоса одного лектора, а здесь внимание переключается, и тем самым поддерживается острота восприятия.

Очень важным является соотношение количества различных элементов презентации и их последовательность. Понятно, что необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты. Однако практика показывает, что простое последовательное чередование элементов не совсем оправданно - зрители привыкают к нему, и внимание рассеивается. Правильнее будет использовать эффект неожиданности и разнообразить анимационные приемы. Среда Power Point XP является в этом плане весьма удобной, позволяя создавать достаточно интересные анимации.

6. Занимательность.

Включение (без ущерба научному содержанию) в презентацию смешных сюжетов, мультипликационных героев, оживляет занятие, создает положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

7. Красота и эстетичность.

Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение.

Особенно это касается младших школьников. Они мыслят формами, красками, звуками, именно отсюда вытекает необходимость наглядного обучения вообще, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями [2].

8. Динамичность.

Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов. В связи с этим немаловажным представляется то, что возможность задавать параметры смены слайдов и анимаций заложена в среде PowerPointХР.

Итак, в итоге обобщения и анализа опыта использования Power Point XP в аудиторных занятиях по астрономии мы выделили наиболее важные принципы создания эффективных учебных презентаций. Все они реализованы в планетарии. Можно отметить, что реакция зрителей на презентации с фотослайдами и электронные существенно различается. Последние воспринимаются с большим интересом и производят больший эмоциональный и образовательный эффект, что говорит об успешности использования электронных учебных презентаций, созданных на основе выше обозначенных принципов.

 Литература:

1. Курвина А.В.. использование компьютера в преподавании астрономии //Астрономия в системе современного образования: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - СПб, 1998. - С. 134-137.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов - М., 1999.

3. Краснова Г.А., Савченко П.А., Савченко Н.А. Общие подходы к созданию рационального интерфейса обучающих программ// Открытое образование, - N6, - 2001. - С. 9-11.

4. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Эргономическое проектирование электронных учебников //Открытое образование, - N2, - 2001. - С. 10-13.

5. Черемных Г.В. Приемы визуализации в педагогических технологиях //IX юбилейная конференция-выставка "ИТО": Сборник трудов участников конференции. Часть II. - М.: МИФИ, 1999. - С. 386-387.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
Публикации со словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 3.1 [голосов: 35]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования