Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОТОГРАФИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Клыков Д.Ю., Хондырев В.К., Юферев А.О.

ГАИШ МГУ (1), телепередача "Наш сад" (2)
dyuk@sai.msu.ru, tv@skygarden.ru, shu-yu@yandex.ru

Звездное небо - прекрасный объект для эстетического и эмоционального восприятия. Плененные красотой вида светил, некоторые астрономы и любители фотографируют их так, что в поле зрения попадают и земные предметы - деревья, постройки, неровности местности. Вместе со звездами, туманностями, кометами, Луной или Солнцем они образуют интересные художественные композиции. Это направление можно обозначить как астрономическая ландшафтная фотография.

Подобные снимки могут быть сделаны не только фотографами профессионалами, но и начинающими в этой области, учащимися. Чувствительность современных фотопленок и качественных цифровых камер позволяет вести ночную съемку со штатива с неподвижной камеры. Подобное оборудование довольно распространено и доступно, важно только, чтобы фотоаппарат мог делать длительные выдержки в минуты - десятки секунд. Снимки таких ярких объектов, как Солнце и Луна, можно делать практически любой аппаратурой без штатива.

Так, например, ученик может самостоятельно сделать свой атлас созвездий из снимков соответствующих участков неба и распечатанных (нарисованных) карт. Однако интересны не только моментальные снимки, но и их совокупность, смонтированная при помощи компьютера в одно фото. Таким образом можно показать суточное движение Солнца и Луны, обратное движение Луны относительно звезд в течение синодического периода и смену фаз, ход затмений, наглядно в виде аналеммы показать особенности видимого годичного движения Солнца. Ночные снимки, сделанные в течение десятков минут, могут отображать суточные видимые движения (треки) светил (см. фото 3).

Снимки приобретут существенно большую ценность для учащегося, если на них буду запечатлены узнаваемые, привычные для него символы - дом, забор, окружающие деревья, здание школы и т.д. (см. фото 4). Для него образуется связь между повседневными объектами, находящимися на конечном расстоянии, и "бесконечно" удаленными светилами, обычно осмысляющимися как нечто недоступное, инородное, отстоящее отдельно от жизни людей. Образуется семиотическая пара (см. [1]), позволяющая осуществить творческий подход к обучению. Если учитель, руководитель кружка сможет дать понять учащемуся, что он может увековечить подобную картинку, то "небо становится ближе", а это - ступенька к восприятию науки. Понижается порог доступности последней.

Подобные фотографии окажутся важными не только для авторов, но и для их друзей, одноклассников. Снимки могут быть размещены в журнале или интернет-сайте. Такая публикация позволит взглянуть на работы в другом контексте, что породит дальнейший интерес и творческий импульс к познанию. Учитель, руководитель кружка, администратор интернет-сайта может устраивать общие или тематические конкурсы работ, коллегиально обсуждать результаты, прежде всего в плане иллюстрации астрономических явлений. Сеть Интернет - очень мощная среда в формирование социальных сообществ [2]. И описанный вид деятельности может послужить одним из средств их формирования.

Для уроков астрономии возможно использование не только готовых снимков, но и специально для этого сделанных (смонтированных на компьютере). Так Д. Клыковым была предпринята попытка показать суточные треки Солнца (см. фото 5). Съемка велась на протяжении всего дня в даты весеннего равноденствия и солнцестояний. Снимки делались каждый час фотоаппаратом "Зенит" с широкоугольным объективом. Применялись короткие выдержки, поэтому установка на штатив не требовалась. Монтаж осуществлен в программе Adobe Photoshop.

Доступность метода позволяет повторить подобный вид съемки, возможно для одного дня (неполного дня). Для каждого фотографа картинка будет индивидуальна - различны как широты пунктов, в которых они находятся, так и вид местности.

Снимок использовался на уроках астрономии в школе № 1903 г. Москвы при объяснении темы "Суточное движение Солнца". Необычный вид съемки, построение на основе обычных дневных фотографий треков дневного светила (замечаемых только при длительных наблюдениях положений Солнца) значительно повышает интерес к изучению темы. Результаты самостоятельного решения задач с использованием снимка (распечатывается вместе с текстом заданий) выявили повышенный интерес к изучению темы и выполнению контрольных работ, более высокие результаты выполнения последних.

Разработки для школьных уроков и объявление конкурса снимков планируются опубликовать в газете "Физика" и сайтах "Книга неба" (www.uranometria.ru) и Astronet (www.astronet.ru).


Фото 1. А. Юферев. Созвездие Ориона в горах Узбекистана ночью

Узнаваемость созвездий поможет использовать снимок на уроке "Звездное небо" для рассказа о зимних созвездиях, для использования в опросе вместо немой карты. Учителем м.б. задан контрольный вопрос по снимку - о времени года и суток такой же видимости этих созвездий.

 
Фото 2. Солнечное затмение 11 августа 1999 г. в г. Шабла (Болгария)

Снимает В. Хондырев программируемой фотокамерой Nikon F5. За несколько минут полной фазы получено 82 кадра с выдержками от 1/5000 до 2 сек. (негативная пленка Fuji и Kodak Ectachrome). Благодаря компьютерной обработке А. Юферева в программе Adobe Photoshop все из них совмещены в один [6]. Хорошо проработаны хромосфера, протуберанцы, детали короны вплоть до фона неба! Используется на уроках "Затмения" и "Солнце".


Фото 3. А. Юферев. 5 ступенек к звездам

Таджикистан. Гора Санглок. Легко узнать созвездие Большого Пса и Сириус. Вид с балкона башни 1-м телескопа. Пленка "Фото-250", объектив "Мир-20" (20mm/3.5), f/3.5, Т ~ 11 мин.

Успешно используется на уроке по теме "Видимое движение светил". Обсуждаются вопросы: "Почему звезды получились полосками?", "В какую сторону была направлена камера?", "Как проходит небесный экватор?", "Звезды какого полушария неба в основном видны на снимке?"

 
Фото 4. В. Хондырев. Комета Хейла-Боппа в моем саду

Небо и сад, что может быть лучше? Редкий объект неба - комета - над привычными объектами. Снимок позволяет сделать ученикам для себя открытие, что, оказывается, эти светила видны иногда невооруженным глазом. Следует только следить за новостями астрономии!

Свет от ртутных фонарей и лампы накаливания создали необычное освещение окружающих деревьев. Негативная пленка Kodak 1000 ед., Т ~ 1 мин., объектив "Зенитар" (20mm/2,8), f/2,8.


Фото 5. Д. Клыков. Суточный путь Солнца в день равноденствия.

Вариант для равноденствия. Восход - в 6.30, далее снимки сделаны в 7:00, 8:00 ... 18:00, закат в 18:40 по московскому времени (UT +3). Вопросы и задания по снимку: "Обозначьте стороны света", "Как проходит небесный экватор", "Найдите время (московское) верхней кульминации", "Определите с помощью линейки приблизительно широту и долготу местности".

Литература:

1. Клыков Д.Ю., Кондакова Е.В., Маркова С.Н. Принципы составления учебного материала по курсу астрономии на основе семиотической теории. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции 27-29 марта 2002 г. РПГУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург. С. 179. http://www.astronet.ru/db/msg/1177124/60.html

2. Карпов А. Мир тесен. Компьютерра. 10 февраля 2004 г. № 5 (529). С. 23 - 27.

3. Фотогалереи А. Юферева и Г. Борисова на сайте Переплет. http://www.pereplet.ru/photo

4. Галерея А. Юферева на сайте Photographer.ru. http://www.photographer.ru/~shu-yu

5. Раздел "Фотоальбом полуночников" сайта "Астрономия на пеньке". http://astrometric.sai.msu.ru/stump

6. Раздел "Астрономические снимки" сайта "Цветочная обсерватория". http://www.skygarden.ru

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
Публикации со словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.1 [голосов: 145]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования