Физический вакуум и космическая анти-гравитация
<< 3. Физический вакуум и ... | Оглавление | 5. Статический мир >>
4. Анти-гравитация и ускоряющееся расширение
В статье Я.Б. Зельдовича [17], опубликованной
в уже упоминавшемся фридмановском выпуске Успехов Физических Наук за
1963 г. (тогда отмечалось сороколетие теории расширяющейся Вселенной),
обьясняется, как динамику космологического расширения можно
наглядно представить на языке ньютоновской механики. Существует
способ рассуждений, впервые предложенный Е.А. Милном и У.Г. МакКри в начале
1930-х годов, который позволяет
избежать всех (точнее, почти всех) парадоксов ньютоновского
тяготения, которые возникают при попытке применить классическую механику к
неограниченному, бесконечному в пространстве распределению тяготеющей массы;
при этом удается получить результат, который в точности совпадает с тем, что
дает релятивистская теория Фридмана. Оказывается, что о бесконечности можно
забыть, если рассмотреть шар конечных размеров, мысленно выделенный из общего
однородного распределения вещества. На динамику шара внешние слои вещества
не влияют, так как они сферически-симметричны, а внутренняя масса
шара действует на точку на его поверхности так, как если бы вся эта масса
была сосредоточена в центре шара. Тогда закон обратных квадратов
дает уравнение движения для частицы на поверхности шара:
(6) |
(7) |
Воспользуемся этим приемом чтобы показать роль вакуума в
динамике космологического расширения.
Если в полную гравитирующую плотность шара включить плотности
всех четырех названных выше компонент космической среды, то получим
(8) |
В космологической модели Эйнштейна имеется только вакуум и нерелятивистское вещество с плотностью ; поэтому в такой модели . Мир Эйнштейна статичен, так как эффективная гравитирующая плотность считается в этой модели равной нулю. Из условия вытекает связь между плотностями, , что и описывает баланс гравитации вещества и анти-гравитации вакуума. В этом случае сила и ускорение в уравнении движения (6) для шара равны нулю, и для неизменности его радиуса остается только потребовать, чтобы и скорость частиц шара равнялась нулю. В модели Фридмана эти условия необязательны; отсюда - возможность динамики и эволюции, шар может, вообще говоря, сжиматься или расширяться.
При адиабатическом сжатии или расширении однородного шара связь между
изменением плотности и давлением описывается уравнением
(9) |
(10) |
Если подставить соотношения (8,10) в уравнение движения (6), то последнее
можно один раз проинтегрировать по времени:
(11) |
(12) |
Интеграл для вещества без давления появился (и был обозначен таким образом) в первой космологической работе Фридмана [5] - см. формулу (8) этой классической статьи. Будем называть интегралы (12) для различных форм космической энергии фридмановскими интегралами.
Как всегда, первый интеграл уравнений движения есть энергия, и величина в (11) - это полная механическая энергия частицы в расчете на единицу массы. Кинетическая энергия стоит в левой части уравнения (12), а потенциальная энергия (обе эти энергии тоже относятся к единичной массе) - это взятая с противоположным знаком сумма первых четырех слагаемых в правой части этого уравнения. Полная энергия может быть положительной, отрицательной или равной нулю; соответствующие типы движения обычно называют гиперболическим, эллиптическим и параболическим.
Замечательно, что во фридмановский космологии динамика расширяющейся Вселенной
дается уравнением точно того же вида, что и ньютоновский закон сохранения
энергии (11):
(13) |
Точное подобие релятивистского и ньютоновского уравнений не простая случайность; это очевидное проявление в данном случае одного из основных принципов теоретической физики, принципа соответствия, согласно которому новая более общая теория включает в себя в качестве предельного или частного случая старую теорию в области ее применимости. Можно считать, что ньютоновские уравнения для однородного шара применяются при условии, что скорость расширения шара гораздо меньше скорости света, а гравитационный потенциал на поверхности шара гораздо меньше скорости света в квадрате. Эти условия определенно выполняются для шара достаточно малого радиуса. Но в мире Фридмана все расстояния, считая и малые, изменяются пропорционально масштабному фактору ; следовательно и для малого шара . Отсюда и вытекает необходимость точного подобия уравнений для и для как функции времени. Далее в формулах (9)-(11) будем подразумевать под стоящем там .
(Стоит заметить, что при ньютоновском описании космологического расширения без парадоксов все же не обходится. Действительно, уравнение движения (6) записано, как нужно считать, в инерциальной системе отсчета. В этой системе частица, находящаяся в центре рассматриваемого шара, покоится; с нею связано начало координат. Но в однородном мире все без исключения частицы равноправны, и значит, точно такое же уравнение движения можно записать и в системе отсчета, связанной с частицей, которая находится, например, на поверхности того же шара. Однако частица на поверхности шара движется относительно его центра отнюдь не равномерно, а согласно уравнению (6), с отличным от нуля ускорением. Поэтому обе системы отсчета не могут быть одновременно инерциальными. Этот парадокс снимается в общей теории относительности, где равноправны все свободно падающие системы отсчета, т.е. системы отсчета, которые опираются на физические тела, беспрепятственно движущиеся в поле тяжести.)
Из уравнений (11,13) можно видеть, что динамическая роль вакуума различна на разных этапах космологического расширения. На ранних этапах, при малых или (формально при ) слагаемое в правой части обоих уравнений, которое описывает вакуум, должно быть меньше четырех других слагаемых ( ). Значит, на этих этапах расширения влияние вакуума несущественно. В таком случае можно проинтегрировать уравнения (11,13) в пренебрежении вакуумом (см., например, [18]) и тем самым найти решение задачи при условии динамического доминирования обычного вещества и излучения. Так как тяготение обычного вещества и излучения создает отрицательное ускорение, , космологическое расширение происходит с замедлением на этих ранних этапах эволюции мира.
При больших временах роль вакуума становится существенной, и, как
следует из уравнений (11,13), рано или поздно наступает этап динамического
преобладания вакуума, когда вакуумное слагаемое в правой части этих уравнений
оказывается много больше трех других слагаемых справа, описывающих
не-вакуумные компоненты космической среды. В этом предельном случае
больших времен (формально при
)
тяготением
не-вакуумных компонент можно пренебречь, и решение уравнений (11,13) имеет
вид:
(14) |
Так как вакуум с положительной плотностью создает эффективную анти-гравитацию (его эффективная гравитирующая плотность , как мы уже не раз говорили), ускорение оказывается положительным, когда в динамике расширения доминирует вакуум, и решение (14) описывает космологическое расширение, которое ускоряется со временем. Для всех трех вариантов модели Фридмана, отвечающих трем типам динамики, космологическое расширение продолжается, согласно (14), неограниченно долго. В пределе больших времен расширение происходит по экспоненциальному закону для всех трех вариантов.
Смена замедления ускорением и переход к доминированию
вакуума в динамике космологического расширения соответствует равенству
плотностей
, которое имеет, очевидно,
тот же смысл,
что и в статической модели Эйнштейна. Но в модели Фридмана это равенство
возможно только в один момент времени, и в этот единственный момент
ускорение
обращается в нуль. Соответствующее красное
смещение
(15) |
Как мы говорили, эффект космологического ускорения, открытый в наблюдениях сверхновых, проявляется в зависимости их блеска от красного смещения для больших красных смещений, - больших, но не превышающих , как и должно быть, поскольку в более ранние времена расширение не ускорялось, а еще замедлялось.
В космологическом решении (14) хаббловская постоянная есть , практически для любого вскоре после перехода к доминированию вакуума. На стадии полного преобладния вакуума постоянная Хаббла не зависит от времени и определяется только значением плотности космического вакуума. Легко проверить, что эта связь постоянной Хаббла и плотности вакуума согласуется с измеренными значениями этих величин (в пределах ошибки измерений), - см. данные, приведенные в п.2. Существенно, что речь здесь идет о двух независимых типах космологических измерений.
Остается теперь записать решение фридмановского космологического
уравнения (13) для всех времен:
(16) |
Интересно, что в обоих предельных случаях, при и при , динамика космологического расширения не зависит от знака полной энергии или знака пространственной кривизны , как это видно из уравнения (16). Для всех трех вариантов динамики и кривизны расширение начинается в параболическом режиме; затем в течение конечного времени может проявиться возможное отличие динамики расширения от этого режима, а после этого расширение вновь выходит на параболический режим и сохраняет этот тип движения неограниченно долго.
Легко видеть, что возможные отличия от параболичности в действительности невелики при значениях плотностей (2)-(5). В соответствии с фридмановской теорией, последнее означает, что отклонения от плоской геометрии 3-пространства тоже не могут быть большими в реальном мире. Тем самым в обновленной стандартной космологии сама собой решается так наз. проблема плоскостности, которую еще недавно рассматривали как серьезную трудность этой науки.
<< 3. Физический вакуум и ... | Оглавление | 5. Статический мир >>
Публикации с ключевыми словами:
Космология - космомикрофизика - вакуум - Расширение Вселенной - квантовая гравитация - антигравитация - лямбда-член - Общая теория относительности
Публикации со словами: Космология - космомикрофизика - вакуум - Расширение Вселенной - квантовая гравитация - антигравитация - лямбда-член - Общая теория относительности | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |