Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ СПЕЦКУРСА
"НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА"
И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Розаев А.Е.
Ярославский государственный
педагогический университет
rosaev@nedra.yar.ru
В соответствии с учебно-методическим планом, разработанным для студентов Ярославского государственного педагогического университета, специализирующихся в области астрономии, небесная механика изучается на 4-м курсе (8 семестр) в объеме 60 часов (из них 24 лекционных и 10 часов лабораторно-практических занятий). Предлагаемый спецкурс для физиков предполагает 20 лекционных часов и 10 часов практических занятий. Программа курса приведена в таблице.
Схема межпредметных связей спецкурса представлена на рис.1.
Этот спецкурс наиболее близок учебному курсу ДПП.Ф.02 "Основы теоретической физики. Классическая механика" и может читаться параллельно. Эти два курса взаимно дополняют друг друга как в понятийной так и в методической областях.
Необходимым условием является предварительное знакомство студентов с разделом "Механика" курса "Общая и Экспериментальная физика", и разделом "Дифференциальные уравнения" курса "Высшая математика". С этими курсами, также как и курсом "Основы теоретической физики. Классическая механика", спецкурс "Небесная механика" связан на уровне умений и навыков.
Параллельно предлагаемому спецкурсу могут читаться курс ДПП Ф.06 "Астрономия" и курс "Физическая картина мира", с которыми предлагаемый спецкурс связан на уровне понятий. Некоторые параллели имеются также с курсами История физики и Информатика.
Основные особенности, определяющие преподавание и изучение небесной механики в современных условиях, можно подразделить на общие и специфические.
Общие для всех естественнонаучных дисциплин связаны с общемировым техническим прогрессом и социальной перестройкой в стране на рубеже 90-х годов ХХ века:
- создание быстродействующих вычислительных средств
- наличие мощных мультимедийных демонстрационных программ
- беспрецедентное увеличение возможностей информационного обмена благодаря созданию сети Интернет
Все перечисленное иллюстрирует невероятно увеличивающийся темп жизни, так, например, всем кто работал с Интернетом очевидно, насколько при этом важным является быстрое принятие решений.
Рис.1. Примерная схема основных межпредметных связей с/к "Небесная механика"
Небесная механика, или динамика точки и системы точек имеют своей особенностью значительный объем довольно сложных вычислений и громоздких математических формул, поэтому новые результаты здесь требуют достаточно больших затрат времени и усилий. Как видим, налицо определенное противоречие. Каковы же способы разрешения сформулированного противоречия? Как сделать изучение этого предмета наиболее эффективным?
Во- первых, не следует увлекаться выводом основных известных формул. Это не главное. Для обучения математическим выкладкам существует курс математики. Гораздо важнее еще раз остановиться на методах анализа динамических задач.
Во-вторых, необходимо сформулировать проблему для каждого из обучающихся таким образом, чтобы она в случае успешного решения могла интересовать мировое научное сообщество на самом высоком уровне.
В-третьих, необходимо показать информационное пространство Интернет и научить максимально эффективно его использовать для:
- поиска и обновления баз данных по космическим объектам;
- анализа " научно-технического рынка" с целью обоснованной постановки задачи
- поиска и анализа последних публикаций по проблеме поиска современных компьютерных программ, способствующих решению задачи.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
Публикации со словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |