Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1197730/21.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ СПЕЦКУРСА "НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА"
И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Розаев А.Е.

Ярославский государственный педагогический университет
rosaev@nedra.yar.ru

В соответствии с учебно-методическим планом, разработанным для студентов Ярославского государственного педагогического университета, специализирующихся в области астрономии, небесная механика изучается на 4-м курсе (8 семестр) в объеме 60 часов (из них 24 лекционных и 10 часов лабораторно-практических занятий). Предлагаемый спецкурс для физиков предполагает 20 лекционных часов и 10 часов практических занятий. Программа курса приведена в таблице.

Схема межпредметных связей спецкурса представлена на рис.1.

Этот спецкурс наиболее близок учебному курсу ДПП.Ф.02 "Основы теоретической физики. Классическая механика" и может читаться параллельно. Эти два курса взаимно дополняют друг друга как в понятийной так и в методической областях.

Необходимым условием является предварительное знакомство студентов с разделом "Механика" курса "Общая и Экспериментальная физика", и разделом "Дифференциальные уравнения" курса "Высшая математика". С этими курсами, также как и курсом "Основы теоретической физики. Классическая механика", спецкурс "Небесная механика" связан на уровне умений и навыков.

Параллельно предлагаемому спецкурсу могут читаться курс ДПП Ф.06 "Астрономия" и курс "Физическая картина мира", с которыми предлагаемый спецкурс связан на уровне понятий. Некоторые параллели имеются также с курсами История физики и Информатика.

Основные особенности, определяющие преподавание и изучение небесной механики в современных условиях, можно подразделить на общие и специфические.

Общие для всех естественнонаучных дисциплин связаны с общемировым техническим прогрессом и социальной перестройкой в стране на рубеже 90-х годов ХХ века:

  1. создание быстродействующих вычислительных средств
  2. наличие мощных мультимедийных демонстрационных программ
  3. беспрецедентное увеличение возможностей информационного обмена благодаря созданию сети Интернет

Все перечисленное иллюстрирует невероятно увеличивающийся темп жизни, так, например, всем кто работал с Интернетом очевидно, насколько при этом важным является быстрое принятие решений.

Рис.1. Примерная схема основных межпредметных связей с/к "Небесная механика"

Небесная механика, или динамика точки и системы точек имеют своей особенностью значительный объем довольно сложных вычислений и громоздких математических формул, поэтому новые результаты здесь требуют достаточно больших затрат времени и усилий. Как видим, налицо определенное противоречие. Каковы же способы разрешения сформулированного противоречия? Как сделать изучение этого предмета наиболее эффективным?

Во- первых, не следует увлекаться выводом основных известных формул. Это не главное. Для обучения математическим выкладкам существует курс математики. Гораздо важнее еще раз остановиться на методах анализа динамических задач.

Во-вторых, необходимо сформулировать проблему для каждого из обучающихся таким образом, чтобы она в случае успешного решения могла интересовать мировое научное сообщество на самом высоком уровне.

В-третьих, необходимо показать информационное пространство Интернет и научить максимально эффективно его использовать для:

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования