Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
ЮБИЛЕИ ВСПЫШЕК СВЕРХНОВЫХ. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Гомулина Н.Н.
Окружной методический центр ЗАО г.
Москвы
gomulina@orc.ru
Модернизация образования, базирующаяся на информационно-коммуникационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные технологии. В докладе приводятся конкретные примеры организации учебно-поисковой деятельности учащихся с использованием возможностей современных программно-педагогических и телекоммуникационных средств.
В 2004 году исполняется 950 лет со дня вспышки Сверхновой в Тельце. Туманность, которую породила эта вспышка, называют Крабовидной туманностью.
В 2004 году исполняется 400 лет со дня вспышки Сверхновой в Змееносце ("звезда Кеплера").
В одном году юбилеи двух вспышек сверхновых! Конечно, каждый преподаватель, где бы он ни преподавал, от школы до вуза, безусловно, коснется этого интересного факта. Это можно использовать для поддержания интереса школьников к самому увлекательному школьному предмету - астрономии, для организации самостоятельного получения информации по определенной астрономической тематике из Интернет, для развития специфических научно-исследовательских умений учащихся.
Как организовать учебно-поисковую работу учащихся, используя данные исторические факты? Современные электронные планетарии из мультимедийного образовательного курса "Открытая Астрономия 2.5" и мультимедийного диска "RedShift4" работают в большом временном интервале, учитывают не заметные обычному наблюдателю факторы, например нутацию и прецессию, поэтому позволяют правильно смоделировать описание исторических событий, произошедших сотни лет назад.
Возможно также использование телекоммуникационных средств обучения - в Астронете "Карта звездного неба" http://www.astronet.ru/db/map/. Использование новых информационных технологий от мультимедийных курсов до телекоммуникационных проектов дают принципиально новые возможности преподавания астрономии, являются методом познания единственно возможным в данной ситуации, так как невозможно сделать реальный эксперимент. А сравнение данных, полученных из электронных планетариев с опубликованными историческими подробностями вспышек сверхновых, выполнение практических заданий, позволит организовать учебно-поисковую работу учащихся по актуальной теме.
Перед учащимися рекомендуется поставить следующие вопросы, дать практические задания:
- Какого типа были знаменитые вспышки 1054 и 1604 годов? Изменялось ли мнение ученых об этом вопросе?
- Рассмотреть кривые блеска сверхновых I и II типа по книге И.С. Шкловского "Сверхновые звезды и связанные с ними проблемы". Сколько времени видны вспышки сверхновых невооруженным глазом?
- Как долго наблюдали вспышку звезды-гостьи 1054 года (по историческим записям)? Какие исторические источники этого дошли до нашего времени и в каком виде?
- Определить взаимное расположение планет и Луны в 1054 году в мае - июле 1054 года по компьютерным планетариям "Открытая Астрономия 2.5", "RedShift4", "Карта звездного неба" Астронета и сравнить с историческими данными. Что реально было видно на небе в начале июля 1054 года и что способствовало открытию сверхновой именно в этот день, а не позже?
- Могли ли японские астрономы открыть эту сверхновую на 45 дней раньше, как написано в некоторых исторических источниках? Что реально было видно на небе в конце мая 1054 года и что мешало бы наблюдениям за развивающейся вспышкой сверхновой?
- Изучить фотографии наскальных изображений на стене пещеры и на скале каньона Навахо в Аризоне, сделанные индейцами несколько сотен лет назад. Показать, что таким явлением могла быть только вспышка Сверхновой 1054 года в созвездии Тельца. (Интересно, что на фотографии наскальных изображений в книге И.С. Шкловского (рис.17, стр. 53) Луна изображена растущей, но имеющей примерно такую же фазу. Быть может, фотографическое изображение перевернуто?)
- Рассмотреть взаимное расположение Юпитера, Марса и место, где в настоящее время наблюдается остаток вспышки Сверхновой Кеплера в октябре 1604 года с помощью электронных планетариев. Проверить, когда в октябре 1604 года наблюдалось соединение Юпитера и Марса (8 октября). Что реально было видно на небе в 1604 году и что способствовало открытию сверхновой именно в этот день, а не позже?
- Объяснить с помощью электронных планетариев, почему в китайских хрониках написано, что звезда-гостья была то видна, то нет и сделать вывод о доверии к этим хроникам. (Сверхновая Кеплера исчезла в лучах Солнца и снова появилась вечером только в начале января 1605 г. Совпадение наблюдений в Китае и в Европе именно Сверхновой Кеплера позволяет сделать вывод о том, что сведениям в китайских хрониках прежних лет можно доверять.).
Итоговую презентацию учащиеся делали с использованием "Мультимедиа библиотеки по астрономии" (ООО ФИЗИКОН).
Как показал опыт преподавания астрономии в разных школах, предложенный вариант организации учебно-поисковой работы по астрономии с использованием нескольких компьютерных планетариев и анализом исторических сведений с современной точки зрения интересен учащимся, способствует развитию межпредметных связей, а использование новых информационных технологий методически обосновано.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
Публикации со словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |