Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
Каменцев Л.И.
ВНИИОкеангеология, С-Петербург
levkam@mail333.com;
levkamentcev@mail.ru
Предполагаемое введение в старших классах средней школы системы специализированного профильного обучения открывает, на наш взгляд, возможность построение единой системы практически непрерывного естественнонаучного образования в 5(6)-11 кл. в специализированных естественно-математических школах и классах. В уже существующих учебных курсах для 5-6 классов общеобразовательных школ в последние годы появился курс естествознания, в котором находят свое отражение и астрономические аспекты естественнонаучных знаний: строение Солнечной системы, основные факты из истории развития Земли. Нам представляется, что для школьников данной группы предметного профилирования в этом возрасте необходим углубленный курс естествознания, рассчитанный на функциональную популяризацию начальных сведений из астрономии, физической географии, геологии и биологии. В ходе проведения учебных курсов для школьников 5-8 классов в 1997-2004 годы в астрономо-геофизическом клубе Центра Естественнонаучного образования Петербургского планетария нами накоплен большой опыт синтеза основных, наиболее интересных для школьников этого возраста, разделов вышеупомянутых наук. При этом по мере необходимости используются также методы точных наук, так, при рассмотрении явлении происходящих с метеорными телами эмпирически оценивается приблизительные граничные размеры для тел различных баллистических категорий, приводятся расчеты, объясняющие падение некоторой части космических тел в виде метеоритов. Основные разделы данного курса представлены ниже:
Введение; предмет и составные части естествознания.
1. Размеры и фигура Земли. Географические кары, координатная сеть. Движения Земли. Земля как планета Солнечной системы. Географический практикум.2. Горные породы, их классификация. Осадочные горные породы. Относительные и абсолютные методы определения возраста. Стратиграфия. Сохранность органических остатков. Методы палеогеографии. История развития животного мира Земли. Влияние космических факторов на эволюцию. Возникновение человека.
3. Метеориты, их классификация. Падения и
находки. Метеоритные кратеры, их
морфологические особенности в
зависимости от размеров. Малые тела
Солнечной системы. Кометы и объекты пояса
Койпера.
Луна и планеты земной группы.
Различия в строении поверхности и
истории геологического развития.
Спутники планет-гигантов. Методика
построения геохронологических шкал
планет Земной группы и крупнейших
спутников. Космические миссии к планетам;
"Венера", "Вега", "Викинг",
"Вояджер", "Галилео", "Кассини",
"Фобос", программа исследования
Марса в США и Европе. Российский проект
"Фобос-грунт".
Внесолнечные планеты и
проблема возникновения Солнечной
системы. Проблема SETI- поиск разумной
жизни во Вселенной. Формула Дрейка. Вывод
о практической единственности земной
цивилизации в Галактике.
В ходе прохождения курса планируются полевые выезды на геологические объекты, также предусмотрены посещения естественнонаучных музеев Петербурга, таких как ЦНИГРИ, Горный музей, музей Арктики и Антарктики, Зоологический и музей Газодинамической лаборатории, экспозиции кафедр СПбГУ. Подробнее с программой данного курса можно ознакомится в настоящем сборнике.
В ходе прохождения материала курса предусматривается оперативное информирование об исследованиях тел Солнечной системы при помощи автоматических станций, показ фотоизображений поверхности небесных, тел, обсуждение результатов исследований и т.д.
В 1997-2004 годах в Петербургском Планетарии нами была выработана следующая структура обучения: сначала школьники 1-5 классов проходили обучение в Центре Естественнонаучного образования, где в игровой форме получали сведения из основ астрономии, затем в возрасте 6-8 кл. они проходили вышеназванный курс введение в науки о Земле и сравнительную планетологию, а затем в 9-11 классах изучают основы сферической астрономии астрофизики и других специальных разделов точных наук.
Аналогичная структура трехступенчатого естественнонаучного образования может быть предложена в профильных естественно-математических классах и школах; сначала углубленный курс природоведения в начальных классах с упорам на натурные и краеведческие наблюдения, затем представленный курс введения в науки о Земле и строения Солнечной системы и в 10-11 классах углубленный курс астрономии с упором на астрофизические аспекты изучения Вселенной. Данный курс, несомненно, должен предваряться введением в сферическую астрономию.
По нашему мнению, предлагаемая структура может, после некоторой переработки и апробации к условиям, предъявляемым средней школой, явится основой профессионального довузовского образования в профильных естественнонаучных школах и классах любого направления и уровня специализации: химико-биологического, физико-математического, общего естественно-математического и других.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
Публикации со словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |