Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ АСТРОФИЗИКИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИКИ

Матарцева Е.А.

РГПУ им. Герцена, С-Петербург

Происходящая в настоящее время модернизация образования направлена на повышение качества обучения физике. Одно из важнейших направлений в этой области - демонстрация универсальности физических законов и их справедливости для всех явлений природы во Вселенной - связано с новым подходом к проблеме межпредметных связей [1]. Особое положение и роль здесь отводится изучению вопросов астрофизики, существенно расширяющих и углубляющих наши представления о строении и свойствах окружающего мира.

В XXI веке - веке, без сомнения, космическом, выпускники школ недостаточно знакомы с достижениями астрофизики и космологии. Однако, по результатам исследования, проведенного в школах Петербурга, интерес к астрономии у ребят явно выше, чем к физике. Наличие такого интереса может стать мотивом к изучению физических процессов в космических масштабах. В анкетах одиннадцатиклассники, совсем не изучавшие до этого астрономию, отвечают, что хотят хоть немного знать об этой науке. Значение астрономии они видят в том, "чтобы изучать мир за пределами нашей Земли, перемещаться на другую планету, изучать космические объекты, расширять свои знания о мире и его устройстве, в развитии культуры и знаний человечества, понять кто мы и что мы такое, изучать физические явления в космосе, предсказать приближение какого-то тела к Земле" и т. д.

Существующие учебники физики требуют не только (и не столько) расширения их астрономического содержания, но и повышения эффективности усвоения того астрономического материала, что содержится в них уже десятки лет. Необходимы тщательная переработка и дополнение астрономического содержания учебников, изменение их структуры и, главное, разработка методики формирования астрономических знаний в курсе физики [2].

Следует отметить, что тенденция включения вопросов астрофизики в учебные пособия по физике получила широкое и устойчивое распространение в системе обучения физике в США. При этом соответствующие вопросы и темы излагаются как в виде самостоятельных разделов, так и включаются в качестве примеров при изложении традиционных вопросов физики. Отдельные вопросы астрофизики включаются и в отечественные учебные пособия [3].

При опросе учителей физики г. С-Петербурга выяснилось, что они используют астрономический материал на своих уроках в разделах "Механика", "Электромагнитное излучение", "Геометрическая оптика", "Тепловые явления", "Магнитное поле", "Атомная физика", "Квантовая физика". При более детальном исследовании этого вопроса становится ясно, что есть резерв для включения астрофизического материала в некоторых темах курса физики.

Не нарушая баланс времени школьного курса физики, надо внести доступный научный материал по астрофизике за счет не эффективно используемого материала - описания сложных технических устройств, знание которых не пригодится школьникам в жизни, а также формальных задач, не дающих новых знаний о мире. Отобранный материал по астрофизике должен отвечать следующим принципам: важность, научность, доступность.

Предлагаем внести вопросы физики мегамира в следующие темы курса физики в средней и старшей школе: [4, 5]

Кинематика

-общее представление о строении и пространственно-временных масштабах Вселенной

-время распространения света, световой год

-видимое движение звезд

-небесная сфера, горизонтальная и экваториальная системы координат, измерение времени

-видимое движение и фазы Луны

-суточное и годичное движения Солнца, солнечные и звездные сутки

-движение Солнца среди звезд

-видимое движение планет, его объяснение по Копернику

-тангенциальная и лучевая скорости звезды

-определение расстояний до тел Солнечной системы

-расстояния до звезд и их светимости

-расстояния до галактик

Динамика

-законы Кеплера

-движение тел под действием взаимного притяжения

-определение масс небесных тел

-движение космических аппаратов

-первая и вторая космическая скорости

-закон всемирного тяготения и физика небесных тел

-уникальность физических условий на Земле

-взаимодействие галактик

-гравитационный парадокс

Законы сохранения

-основное уравнение небесной механики (задача двух тел)

Механические колебания и волны

-эффект Доплера

Магнитное поле

-магнитосфера Земли и других планет Солнечной системы

-магнитное поле Солнца

-космические лучи и межзвездные магнитные поля

-поведение вещества в сверхсильных магнитных полях (например, в пульсарах)

Основы молекулярно-кинетической теории

-межзвездный газ

-области звездообразования

-представления о возможных процессах возникновения звезд и планетных систем

Основы термодинамики

-размеры и температура звезд

-диаграмма "Температура-светимость"

-равновесие звезд и физическое состояние звездного вещества

Электромагнитные колебания и волны

-всеволновая астрономия

-шкала электромагнитных волн

-окна прозрачности атмосферы

-радиоинтерферометры

-радиогалактики

-радиоизлучение пульсаров

-УФ-телескопы

-гамма-телескопы

-реликтовое излучение

Оптика

-оптическая схема телескопа

-увеличение или угловое расширение

-солнечные и лунные затмения

-законы излучения абсолютно твердого тела

-спектры звезд

Квантовая физика

-фотометрический парадокс

Ядерная физика

-источники энергии звезд

Элементарные частицы

-нейтринная астрономия

СТО

-экспериментальная проверка положений общей теории относительности

Физическая картина мира

-космологические и космогонические проблемы (определение возраста Вселенной, Λ-член, проблема темной материи, закон Хаббла)

Предложенный материал по физике мегамира актуализирует ранее изученные законы, подводит к обобщению изученного и, в результате, к осознанию естественнонаучной картины мира. Часть данного материала уже используется учителями физики на уроках, но, к сожалению, в большинстве случаев бессистемно. В результате теряется целостное представление о физике мегамира и вообще о физике. Наш развивающийся мир претерпевает изменения, и они более глобальны и значимы в космических масштабах. В школьном курсе должны своевременно отражаться такие изменения. Это условие современного образования является одной из важнейших мотиваций обучения. Учащихся на уроках необходимо знакомить с тем, что происходит в космосе, а также с перспективами на будущее, которые обозначаются современной наукой.

Литература:

1. А. С. Кондратьев, М. А. Крупнова, И. Я. Ланина. Современные проблемы реализации межпредметных связей при изучении физики. //Сб. "Актуальные проблемы обучения физике в школе и вузе". -СПб., 2003.

2. Е.П. Левитан, А.Ю. Румянцев. Дидактика астрономии: от ХХ к ХХI веку. //Земля и Вселенная, № 4. 2002.

3. Е.И. Бутиков, А.С. Кондратьев. Физика (для углубленного изучения) ч. I, II, III. -М., 1994, 2000, 2001.

4. Максименко Е. В. Вопросы современной астрофизики в учебных курсах педагогического вуза и общеобразовательной школы. /Канд. дисс. пед. наук, спец. 13.00.02. -М., 2000.

5. Е.И. Бутиков, А.А. Быков, А.С. Кондратьев. Программа по физике; А.В. Засов, Э.В. Кононович. Программа по астрономии. //

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
Публикации со словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.1 [голосов: 145]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования