Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
НЕОБХОДИМОСТЬ
ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОГО ПОДХОДА
К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО
АСТРОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Левитан Е.П.
журнал Президиума РАН "Земля и
Вселенная"
zevs@naukaran.ru
2. В сложившейся обстановке роль обсуждения на различных совещаниях и конференциях каких-либо деталей методики обучения и вообще того, что можно назвать "частными вопросами", асимптотически приближается к нулю. Обсуждать, решать и "продвигать" на уровень не ниже Министерства образования РФ нужно принципиальные вопросы, имеющие "судьбоносное" значение для решения проблем школьного астрономического образования. Важнейшие из таких вопросов сформулированы в известной авторской современной концепции астрономического образования [см., например, "Земля и Вселенная", 2003, N 1, а также соответствующий параграф в "Дидактике астрономии"]. В настоящее время не только конструктивное обсуждение этой концепции, но и дополнение новыми положениями продиктованы тем, что творится сейчас с содержанием общего образования в средней школе, находящейся в состоянии перманентного (и не очень понятного учителям) реформирования.
3. Автор как и прежде, убежден в том, что "курс астрономии" (теперь эти слова приходится ставить в кавычки...) должен завершить естественнонаучное и философское образование выпускников общеобразовательной школы. Но сейчас, во-первых, существуют различные типы старшей школы (X-XI кл.), и, во-вторых, астрономия приобрела статус "предмета по выбору" (вследствие чего во многих старших классах российских школ ее вообще не будет). Оказавшись выброшенной на "рынок учебных услуг", астрономия может выжить лишь в случае своей конкурентоспособности. Для этого, по мнению автора, курс астрономии должен стать обзорно-мировоззренческим, значительно более простым, доступным и интересным школьникам, чем ныне существующий. Несмотря на то, что в большинстве школ РФ, где астрономию преподают, учителя используют учебник автора, я уже работаю над созданием принципиально новой программы по астрономии и соответствующего учебника, в котором, конечно, будет отражено лучшее из существующего учебника, а также таких моих учебных книг, как "Астрофизика – школьникам" [Просвещение, 1976] и "Краткая астрономия" [М.: Классикс Стиль, 2003].
4. Старая проблема – изучение элементов астрономии (и космонавтики) в разных классах и в курсах различных предметов - должна сейчас решаться с позиций системного подхода, исключающего неразбериху, противоречия, несогласованность, свойственные нынешнему этапу решения этой проблемы.
5. Исключительно важную роль должна играть система факультативов по астрономии и космонавтике, дающая возможность любознательным школьникам удовлетворить свой интерес к науке о Вселенной.Предложенная автором основа система факультативов включает следующие факультативы:
а) в начальной школе – "Твоя Вселенная" (концентр I) или разрабатываемый сейчас факультатив "Сказочная Вселенная"(в основе – книги для детей, в т.ч. книги автора);
б) в V-VI кл. – "Твоя Вселенная" (концентр II, в основе – одноименная книга автора);
в) в VI-VII кл. – "Познаваемая Вселенная" (разрабатывается автором);
г) в IX кл. – "Космонавтика – школьникам" (разрабатывается автором совместно с профессором Г.А. Полтавцом);
д) в X-XIкл. – "Вселенная Человека" (соответствующая авторская программа широко известна, но учебное пособие до сих пор не создано).
6. Большие надежды на реанимацию школьной астрономии автор возлагает в связи с возможностью применения в учебном процессе различного рода современных информационных технологий. Уже появился опыт мультимедийной продукции. В ее разработке особая заслуга принадлежит Н.Н. Гомулиной, недавно успешно защитившей кандидатскую диссертацию (автор имел честь быть оппонентом на защите). Предстоит обеспечить методически обоснованную мультимедийную поддержку всем разрабатываемым и перечисленным выше составляющим школьного астрономического образования.7. Очевидно, что возникнет настоятельная необходимость в совершенствовании (а точнее в переработке!) подготовки студентов в педагогических университетах по астрономии и особенно по методике ее преподавания (чрезвычайно важно вооружить будущих учителей умением обучать детей в средних и младших классах!).
8. Таким образом, спасти школьную астрономию могут не мелкие достижения в сфере обмена методическим опытом, а разработка новых подходов к теории и практике школьного астрономического образования. Но для этого, в частности, актуальной становится проблема создания научной школы специалистов в области дидактики астрономии (по поводу чего автор в последнее время неоднократно выступал). Только при грамотной координации действий ученых и методистов можно будет (и то с великим трудом!) добиться всеми нами желаемого результата – ликвидации вопиющей астрономической безграмотности (со всеми вытекающими из нее последствиями!).
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
Публикации со словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |