Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА АСТРОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

Кондакова Е.В.

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
eloleg@yelets.lipetsk.ru

Особенностью современного школьного курса физики является требование обязательного включения в содержание предмета астрономического материала. Кроме того, в некоторых школах России астрономия по-прежнему преподается в выпускном (11) классе как самостоятельный предмет. В школах, как показывает практика, астрономию ведут чаще всего учителя физики, в некоторых случаях - преподаватели математики или географии.

По нашему мнению, профессиональная подготовка учителя физики должна включать комплексную систему астрономического образования, содержащую три подсистемы: предметную (курсы физики, астрономии, современных концепций естествознания), методическую (методика преподавания физики) и специальную (курсы по выбору, факультативы). Каждая подсистема, в свою очередь, является системой.

Предметная подготовка реализуется при изучении курсов физики (общей и теоретической), концепций современного естествознания, астрономии. Объединение указанных предметов в рамках образовательной системы позволит согласовать их содержание, что исключит повтор материала. Основным средством при этом может выступить реализация межпредметных связей различного типа, использование заданий с межпредметным содержанием. Согласованность изучения астрономического материала способствует систематизации астрономических знаний.

Курс методики преподавания астрономии в учебных планах педагогических вузов, готовящих учителей физики, не предусмотрен. Частично методическая подготовка будущего учителя к преподаванию астрономии может быть реализована при изучении курса методики преподавания физики. Но как учебный предмет астрономия имеет свои особенности, которые не всегда могут быть учтены в программах указанного курса. Целесообразно введение специального курса методики преподавания астрономии, который позволил бы учитывать все особенности изучения астрономии в современной школе. Такой курс может представлять собой, например, дисциплину специализации.

В последнее время в области астрофизики совершено много открытий, получено много новых фактов. Мобильно отслеживать все изменения, происходящие в науке, в систематическом курсе вряд ли нужно, так как это может привести к его перегруженности, усложнению. Опыт работы ведущих университетов России подсказывает введение курсов по выбору, факультативов, посвященных проблемам современной астрофизики. Содержание таких курсов более вариативно, невелико по объему, способствует формированию любознательности, развитию познавательного интереса студентов и критического отношения к псевдонаучным фактам.

Вышесказанное легло в основу концепции комплексной системы астрономического образования, которая состоит в следующем:

1) основополагающим является предметная подготовка, а именно овладение астрономией как наукой, что реализуется при изучении собственно астрономии как учебного предмета, а также курсов физики, концепций современного естествознания;

2) методическая подготовка должна учитывать особенности преподавания астрономии в школе как отдельного курса и в курсах предметов естественнонаучного цикла и осуществляется в рамках методики преподавания физики;

3) необходимым элементом системы является специальная подготовка (предметная и методическая), реализуемая через курсы по выбору, факультативы;

4) три описанные подсистемы взаимосвязаны в рамках общей системы и эффективны лишь в комплексе; отдельные применения подсистем не принесут значимых результатов;

5) реализация системы астрономического образования способствует формированию научного мировоззрения, повышению уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки будущих учителей физики.

Приведем примеры реализации комплексной системы астрономического образования в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина.

Для студентов, обучающихся по специальности "физика", квалификация "учитель физики" в систематический курс астрономии введены элементы методики преподавания астрономии. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по указанной специальности, предусмотрено изучение курса астрономии в объеме 200 часов. Примерно половина этого времени отводится на самостоятельную работу студентов. Частично это время используется для выполнения заданий методической направленности. Приведем конкретные примеры. На изучение темы "Элементы небесной механики" отводится 10 аудиторных часов (6 часов лекций и 4 - лабораторных работ) и 10 часов на самостоятельную работу. Студентам предлагаются следующие задания для самостоятельной работы: определите роль и место данной темы в школьном курсе астрономии; составьте примерное поурочное планирование; поясните, какие законы физики используются для объяснения строения Солнечной системы, движения небесных тел; оцените границы применимости законов классической механики во Вселенной; какой материал темы может быть использован при изучении школьного курса физики (указать конкретные разделы и темы). Выполнение заданий проверяется во время индивидуальных занятий со студентами.

Элементы методики преподавания астрономии входят в содержание лабораторных работ практикума по астрономии. Так, например, студентам предлагается адаптировать задания, выполняемые в ходе лабораторной работы, для учащихся школ.

Параллельно с курсом астрономии (это 7 и 8 семестры) преподаются курсы по выбору "Астрономическая составляющая естественнонаучной картины мира" и "Современные проблемы астрофизики". В последний год обучения студенты имеют возможность прослушать курсы по выбору "Особенности формирования системы астрономических знаний" и "Использование информационных технологий в преподавании астрономии". Такой порядок курсов обусловлен тем, что к выпускному курсу студенты уже изучают и астрономию, и курс теории и методики преподавания физики.

Основными задачами комплекса курсов по выбору являются: знакомство с современными представлениями о Вселенной; определение места и роли астрономических знаний в современной естественнонаучной картине мира; развитие у студентов умения конструировать учебный процесс, моделировать уроки изучения астрономического материала; формирование навыков организации и проведения астрономических наблюдений; овладение основными средствами обучения астрономии и т.п.

Слушателям курса по выбору "Современные проблемы астрофизики" в качестве задания для самостоятельной работы предлагается выполнение проекта с использованием компьютера. Конечным продуктом проекта является презентация, подготовленная с помощью редактора Power Point, по одной из заданных тем. Примеры предлагаемых тем: поиск и открытие планетных систем; космические гамма-всплески; космос как физическая лаборатория. Работа над проектом включает следующие этапы: выбор темы; сбор информации и разработка сценария презентации; подготовка презентации; экспертная оценка презентации (преподавателем или коллегами-студентами); защита презентации.

Презентация может включать тексты, фотографии, рисунки, анимацию, вопросы и другие материалы и в дальнейшем использоваться в учебном процессе школы и вуза.

Опыт использования такой формы самостоятельной работы доказал ее эффективность: студенты увлеченно работают над проектом, самостоятельно ищут необходимый материал, в том числе с использованием Internet, повышается их познавательный интерес и мотивация изучения астрономии, формируются умения работы с компьютером. Подготовленные студентами презентации могут быть использованы (и уже используются) в учебном процессе школы и вуза.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
Публикации со словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.1 [голосов: 145]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования