Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ В АСТРОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Язев С.А.
Астрономическая обсерватория ИГУ
uustar@star.isu.ru
Общее состояние преподавания астрономии в России в последние годы неоднократно рассматривалось на корпоративных конференциях разного уровня. Подчеркивалось, что общая ситуация достаточно тяжела и ухудшается, несмотря на отдельные достижения в отдельных регионах и организациях. Такое утверждение стало, по сути, общим местом. Поскольку констатация печальных фактов стала уже привычной, казалось бы, не имеет смысла продолжать перечень таких высказываний. Однако представляется, что это все-таки целесообразно, если попытаться вычленить базовые причины существующего положения дел.
С одной стороны, нельзя не видеть существования некоторых положительных тенденций. После информационного вакуума в СМИ в астрокосмической тематике в 1990-ые годы, мы наблюдаем восстановление естественного общественного интереса к науке в целом и астрономии в частности. Отвечая общественным запросам, в последнее время предприняты попытки развертывания ряда медиа-проектов, включая издание научно-популярных журналов нового поколения, адресованных прежде всего детям. Неуклонно нарастают тиражи газет и журналов (в том числе научно-популярных), что связано с постепенным восстановлением покупательной способности населения. В то же время отсутствие государственной поддержки в рыночной среде приводит к тому, что некоторые журналы, ярко заявившие о себе, погибли либо влачат жалкое существование из-за дефицита финансирования. Большие трудности журналов "Звездочет" и "Ломоносов" - яркое тому подтверждение. Запредельная стоимость журнала "Земля и Вселенная" привела к тому, что резко упал его тираж и журнал стал практически недоступен. Тем не менее, по-видимому, научно-популярная, и в том числе, астрономическая, литература и периодика снова начинают появляться на российском рынке, и этого нельзя не заметить.
В то же время общее состояние с преподаванием астрономии, по мнению автора, необходимо признать критическим. Можно показать это на примере Иркутской области, где курс школьной астрономии по-прежнему входит в региональный компонент, и, таким образом, астрономия по-прежнему преподается в 11-х классах общеобразовательных школ. Казалось бы, здесь все в порядке, и налицо отличие от многих иных регионов, где астрономии в школах уже нет. Однако это не так.
Хорошим показателем уровня преподавания астрономии являются астрономические олимпиады [1-2]. В городской олимпиаде в Иркутске (декабрь 2003 года) участвовали 24 представителя из 13 школ (всего в городе более 80 МОУ). По сути, соревнование шло между несколькими школьниками – учениками трех инновационных школ, где астрономию преподают профессионалы-совместители. Уровень большинства остальных участников был весьма далек от олимпиадного. В результате становится ясным: иркутские школьники астрономию не знают.
Почему школьники демонстрируют столь низкие результаты? Уже не первый год олимпиады демонстрируют, что это в большей части соревнование не учеников, а учителей. Те же олимпиады показали, что в городе работают не больше 5 – 10 преподавателей астрономии, которые хорошо знают предмет и могут передать свои знания ученикам. Часть этих преподавателей – преклонного возраста. Остальные учителя, как правило, сводят изучение астрономии к написанию реферата и выставлению автоматической традиционно высокой оценки в аттестате. Контроль за уровнем преподавания астрономии со стороны органов образования не ведется: уже десятилетия не проводились "министерские" контрольные, либо тесты департаментов образования. Ясно, почему это не делается: итоги будут сокрушительными, и это все понимают. Именно поэтому большинство школ воздерживается от направления детей на олимпиады по астрономии, "чтобы не позориться".
Почему в школах отсутствуют квалифицированные преподаватели? Во всяком случае, в Иркутске подготовка и переподготовка школьных преподавателей астрономии может быть охарактеризована коэффициентом полезного действия, близким к нулю. В 2002-2003 г. автор читал курс астрофизики на 4 курсе в Иркутском госпедуниверситете. Студенты откровенно признавались, что работать в школе они не собираются. "Снять жилье в Иркутске – не менее 3000 рублей в месяц, а зарплата молодого учителя без стажа будет меньше этой суммы",– сообщила одна из студенток, одновременно с обучением в вузе посещавшая курсы маникюрщиц. Юноши, обучаясь в педуниверситете, рассчитывали избежать службы в армии, получить диплом о высшем образовании (неважно, каком), навыки работы с компьютерами, и устроиться работать в компьютерные фирмы. Из всего курса (около 60 человек) лишь двое или трое студентов сказали, что планируют работать в школе! Несомненно, реально работать учителями будет большее количество (к этому вынудит безработица, в то время как учителей физики в области не хватает), но очевидно, что эффективность работы преподавателя астрофизики в этом вузе была крайне низкой: полученные студентами знания в области астрономии окажутся невостребованными, в то время как в школах некому квалифицированно преподавать астрономию. Попутно заметим, что ситуация с физикой и математикой выглядит сходной.
Помимо практически не скрываемого студентами нежелания в будущем идти работать в школу, серьезной проблемой является отсутствие современных вузовских учебников астрономии. В библиотеке Иркутского педуниверситета остались лишь учебники П.И.Бакулина, Э.В.Кононовича, В.И.Мороза "Курс общей астрономии" двадцатилетней давности. Новый учебник [3] отсутствует и недоступен из-за высокой цены. Кроме того, опыт автора показал, что уровень изложения в этом прекрасном учебнике оказывается, тем не менее, слишком сложным для большинства провинциальных студентов, чей уровень в свою очередь постепенно, но неукоснительно падает от года к году. В педуниверситет идут студенты, которым не удалось поступить в классический университет – это факт признается и студентами, и преподавателями.
В итоге вырисовывается неутешительная картина. Создается ощущение, что полноценная астрономия существует в некоторых иркутских школах лишь благодаря нескольким преподавателям – либо энтузиастам-любителям астрономии, либо честным, добротным профессионалам, либо вузовским совместителям. По мере постепенного ухода из школы учителей "старой закалки", им на смену приходят люди с более низким уровнем – как знаний в области астрономии, так и мотивации к эффективной деятельности. К сожалению, это касается, по мнению автора, и других предметов школьного курса. Описанная тенденция не носит глобального характера - есть многочисленные исключения, но именно исключения. Картину смягчают интересующиеся астрономией школьники и студенты, но их доля невелика (что понятно, если иметь в виду существующий уровень преподавания).
Почему стала возможной описанная картина? Автор полагает, что надо называть вещи своими именами. Причиной сложившегося положения является, по мнению автора, политика государства в области образования. Низкая зарплата учителей, отсутствие современного учебника для педвузов, равнодушное отношение со стороны органов образования, нацеленность на упрощение школьных программ и примитивизацию естественных наук в школьном курсе приводят к сохранению и усугублению описанной ситуации. Астрономия пока еще существует в школах не благодаря, а вопреки государственной политике, которая приводит к вымыванию грамотных, способных и квалифицированных людей из школы. Лишь благодаря ответственным и порядочным учителям, на которых пока держится российское образование (включая астрономическое), астрономия в школе еще не умерла. По-видимому, есть отличительные черты у ситуации в разных регионах (в особенности с учетом различий в столицах и провинции), но общая тенденция налицо.
Учитывая сказанное, автор полагает, что астрономической педагогической общественности необходимо сосредоточить усилия на поиске возможностей эффективного воздействия на государственные органы и прежде всего на Минобразования, от которых зависит общая политика по отношению к образованию в целом и к астрономическому образованию в частности. Можно и должно повторить: заслуживает величайшего уважения самоотверженная работа учителей и астрономов на местах, которая пока позволяет сохранять и развивать астрономию в школе. Многие замечательные достижения представлены в настоящем сборнике. Развиваются современные компьютерные технологии образования, создаются новые пособия. Однако в целом становится работать все труднее, поскольку основная причина бедственного положения школьной и вузовской астрономии не ликвидирована. Героические усилия лишь слегка притормаживают локомотив образования, который, будучи переведенным на новый путь, постепенно уходит под откос. А это значит, что труд энтузиастов, латающих и модернизирующих на ходу терпящий крушение локомотив, полезен, но, к величайшему сожалению, неэффективен. Наверное, пора приложить усилия к тому, чтобы заменить машинистов, которые продолжают отстаивать нынешнюю, по мнению автора, гибельную для естественных наук концепцию образования в стране.
Литература:
1. Язев С.А., Сотникова Р.Т. Первые астрономические олимпиады в Иркутской области. - Проблемы учебного процесса в инновационных школах. Вып.5: Сб. научн. тр. / Под ред. О.В.Кузьмина.- Иркутск: Иркут.ун-т, 2000, С. 137-142.2. Sotnikova R.T. and Yazev S.A. First astronomical competitions in the Irkutsk Region. – JENAM 2000. JENAM connected colloquium 1: astronomical education. The increase of Cultural Role of Astronomy on the Edges of Centures. May 27-28, 2000, Moscow State University. Editor E.V.Kononovich. Moscow 2002, P. 35-38.
3. Кононович Э.В., Мороз В.И. Общий курс астрономии: Учебное пособие /Под ред. В.В.Иванова.- М.: Едиториал УРСС, 2001.- 544 с.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
Публикации со словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |