Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronet.ru/db/msg/1177124/05.html
Дата изменения: Mon May 27 14:52:48 2002
Дата индексирования: Wed Dec 26 02:09:43 2007
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: reflection nebula
Астронет > Создание комплекса компьютерных и телекоммуникационных средств обучения астрономии
Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод
 

На первую страницу Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Создание комплекса компьютерных и телекоммуникационных
средств обучения астрономии

Гомулина Н.Н.
ОМЦ ЗАО г. Москвы, E-mail: gomulina@orc.ru

Модернизация образования, базирующаяся на информационно-коммуникационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и коммуникационные технологии.

В последнее время в системе образования России интенсивно проводятся работы по внедрению в образовательный процесс интерактивных учебников и курсов, интеграции телекоммуникационных средств обучения, научно- и учебно-методического обеспечения, основанных на применении современных информационных технологий. Для формирования современных астрономических знаний целесообразно создание комплекса программно-педагогических и телекоммуникационных средств. Данные средства были разработаны и внедрены как для учащихся, так и для учителя.

Под комплексом программно-педагогических и телекоммуникационных средств по астрономии мы понимаем:
а) создание и применение современных мультимедийных обучающих компьютерных курсов по астрономии;
б) создание системы дистанционного обучения астрономии на специальных образовательных сайтах;
в) создание виртуального методического кабинета по астрономии;
г) проведение в Интернете секции астрономии Всероссийского августовского педсовета;
д) проведение дистанционной олимпиады по астрономии.

К комплексу программно-педагогических средств по астрономии относится, прежде всего, создание мультимедийного интерактивного курса по астрономии "Открытая Астрономия 2.0", (компания "ФИЗИКОН"), который содержит электронный учебник, 57 интерактивных учебных моделей, 750 фотографий, схем, рисунков и карт. Имеется также интерактивный планетарий. Это позволило решить проблемы наглядности в преподавании астрономии. Для проверки усвоения учебного материала имеется тестирующий блок, который содержит тесты, контрольные задачи и задачи с решениями. Имеется также дневник достижений обучаемого, в который записываются статистика работы с курсом, решения задач и тестов, проставляется оценка работы. С точки зрения пользователя курс состоит из трех основных блоков: теоретического, справочного и тестирующего. Данный мультимедийный компьютерный курс сразу задуман как система интеграции учебного диска и системы индивидуального обучения через Интернет.

Был также разработан комплекс учебно-методических телекоммуникационнных средств по астрономии, размещенный на страницах "Открытого колледжа". При этом сразу было предложено разделение для учащихся и для учителей.

Учащимся предлагается:
1. Интерактивный учебник по астрономии, то есть полный курс "Открытой Астрономии 2.0.", размещенной в Сети бесплатно, за исключением интерактивных моделей.
2. Система поиска информации по астрофизике.
3. Обзор самых значительных профессиональных и любительских сайтов по астрономии
4. Примеры интерактивных моделей из компьютерного курса "Открытая Астрономия 2.0"
5. Вход в систему дистанционного обучения с тестированием и форумом.

При этом были использованы возможности интерактивного сервера http://www.college.ru поддерживающего обратную связь с учащимися. Кроме большого объема теоретического материала учащимся предоставляется возможность решать задачи, выполнять контрольные тесты, общаться с виртуальным учителем, получать электронные консультации и многое другое. Предоставляются большие возможности для самотестирования, проверки своих знаний. При этом задания формируются индивидуально, в зависимости от возраста и уровня знаний ученика по системе дифференцированного обучения.

Разработана специальная система управления проектом, которая совмещает функции журнала достижений и биллинговой системы. Учащиеся могут сделать перерыв в обучении, а затем продолжить его, индивидуальная информация об их учебных достижениях сохранится на сервере проекта.

Виртуальный методический кабинет для учителя содержит:
1. Обзор методической литературы.
2. Примерное планирование по астрономии 11 класс с применением компьютерного курса "Открытая астрономия".
3. Методические рекомендации по применению компьютерного курса "Открытая астрономия" в преподавании естествознания 5 класс.
4. Стандарты образования.
5. Примеры учебных планов школ, в том числе для разноуровневых и профильных классов.
6. Методические рекомендации по формированию индивидуального учебного плана.
7. Базисный учебный план многопрофильной школы.
8. Тематика научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ учащихся по астрономии с использованием Интернета.
9. Примеры дистанционных уроков по астрономии.
10. Итоговая аттестация учащихся по астрономии в виде презентации в PowerPoint.
11. Рекомендации по проведению итоговой аттестации учащихся в виде собеседования.
12. Форум учителю.

Затем работа по созданию телекоммуникационных средств обучения астрономии была продолжена в направлении проведения телекоммуникационной олимпиады по астрономии, в которой приняли участие 64 команды из различных регионов страны. Была создана методика проведения телекоммуникационной олимпиады по астрономии с обучающим туром и конкурсным туром.

Важным событием в развитии научно-педагогических телекоммуникационных средств по астрономии и привлечение широкой педагогической общественности к проблемам астрономического образования в России явилось проведение в Интернете секции учителей астрономии II Всероссийского августовского педсовета http://pedsovet.alledu.ru/index.php В рамках секции состоялся интерактивный опрос, который выявил следующее:
1. На вопрос "Как Вы считаете, нужна ли интеграция физики и астрономии в школе?" 58% опрошенных ответили, что нет, 36% ответили, что, скорее всего да, не знают - 6%.
2. На вопрос "Какого мнения Вы придерживаетесь?" 62% считают, что "Астрономия должна быть самостоятельным предметом", 15% считают, что "Курс астрономии должен быть интегрирован с комплексом других предметов (география, природоведение, физика, философия, история), 23% считают, что "Курс астрономии достаточно интегрировать с физикой".
3. На вопрос "Считаете ли Вы наблюдения неотъемлемой частью курса астрономии?" 94 % опрошенных ответили, что конечно, только 6% считают, что астрономические наблюдения проводить не обязательно.

В решении секции учителей астрономии II Всероссийского августовского педсовета записано, что практически отсутствуют методические пособия по работе в Интернет для учителя физики и астрономии, отсутствует научно-методический сервер для учителя астрономии, система дистанционного повышения квалификации учителя астрономии.

Поэтому следующим шагом было создание специального сайта "Астрономия - виртуальный методический кабинет" http://www.gomulina.orc.ru, который посетило 1600 человек за 2 месяца существования.

Таким образом, создан комплекс программно-педагогических и учебно-методических телекоммуникационных средств по астрономии, не имеющий аналогов по другим учебным предметам.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.1 [голосов: 28]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования