Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/05.html |
<< Предыдущая |
Создание комплекса
компьютерных и телекоммуникационных
средств обучения астрономии
Гомулина Н.Н.
ОМЦ ЗАО г. Москвы, E-mail: gomulina@orc.ru
Модернизация образования, базирующаяся на информационно-коммуникационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и коммуникационные технологии.
В последнее время в системе образования России интенсивно проводятся работы по внедрению в образовательный процесс интерактивных учебников и курсов, интеграции телекоммуникационных средств обучения, научно- и учебно-методического обеспечения, основанных на применении современных информационных технологий. Для формирования современных астрономических знаний целесообразно создание комплекса программно-педагогических и телекоммуникационных средств. Данные средства были разработаны и внедрены как для учащихся, так и для учителя.
Под комплексом программно-педагогических
и телекоммуникационных средств по
астрономии мы понимаем:
а) создание и применение современных
мультимедийных обучающих компьютерных
курсов по астрономии;
б) создание системы дистанционного
обучения астрономии на специальных
образовательных сайтах;
в) создание виртуального методического
кабинета по астрономии;
г) проведение в Интернете секции астрономии
Всероссийского августовского педсовета;
д) проведение дистанционной олимпиады по
астрономии.
К комплексу программно-педагогических средств по астрономии относится, прежде всего, создание мультимедийного интерактивного курса по астрономии "Открытая Астрономия 2.0", (компания "ФИЗИКОН"), который содержит электронный учебник, 57 интерактивных учебных моделей, 750 фотографий, схем, рисунков и карт. Имеется также интерактивный планетарий. Это позволило решить проблемы наглядности в преподавании астрономии. Для проверки усвоения учебного материала имеется тестирующий блок, который содержит тесты, контрольные задачи и задачи с решениями. Имеется также дневник достижений обучаемого, в который записываются статистика работы с курсом, решения задач и тестов, проставляется оценка работы. С точки зрения пользователя курс состоит из трех основных блоков: теоретического, справочного и тестирующего. Данный мультимедийный компьютерный курс сразу задуман как система интеграции учебного диска и системы индивидуального обучения через Интернет.
Был также разработан комплекс учебно-методических телекоммуникационнных средств по астрономии, размещенный на страницах "Открытого колледжа". При этом сразу было предложено разделение для учащихся и для учителей.
Учащимся предлагается:
1. Интерактивный учебник по астрономии, то
есть полный курс "Открытой Астрономии
2.0.", размещенной в Сети бесплатно, за
исключением интерактивных моделей.
2. Система поиска информации по астрофизике.
3. Обзор самых значительных
профессиональных и любительских сайтов по
астрономии
4. Примеры интерактивных моделей из
компьютерного курса "Открытая
Астрономия 2.0"
5. Вход в систему дистанционного обучения с
тестированием и форумом.
При этом были использованы возможности интерактивного сервера http://www.college.ru поддерживающего обратную связь с учащимися. Кроме большого объема теоретического материала учащимся предоставляется возможность решать задачи, выполнять контрольные тесты, общаться с виртуальным учителем, получать электронные консультации и многое другое. Предоставляются большие возможности для самотестирования, проверки своих знаний. При этом задания формируются индивидуально, в зависимости от возраста и уровня знаний ученика по системе дифференцированного обучения.
Разработана специальная система управления проектом, которая совмещает функции журнала достижений и биллинговой системы. Учащиеся могут сделать перерыв в обучении, а затем продолжить его, индивидуальная информация об их учебных достижениях сохранится на сервере проекта.
Виртуальный методический кабинет для
учителя содержит:
1. Обзор методической литературы.
2. Примерное планирование по астрономии 11
класс с применением компьютерного курса
"Открытая астрономия".
3. Методические рекомендации по применению
компьютерного курса "Открытая
астрономия" в преподавании
естествознания 5 класс.
4. Стандарты образования.
5. Примеры учебных планов школ, в том числе
для разноуровневых и профильных классов.
6. Методические рекомендации по
формированию индивидуального учебного
плана.
7. Базисный учебный план многопрофильной
школы.
8. Тематика научно-исследовательских и
учебно-исследовательских работ учащихся по
астрономии с использованием Интернета.
9. Примеры дистанционных уроков по
астрономии.
10. Итоговая аттестация учащихся по
астрономии в виде презентации в PowerPoint.
11. Рекомендации по проведению итоговой
аттестации учащихся в виде собеседования.
12. Форум учителю.
Затем работа по созданию телекоммуникационных средств обучения астрономии была продолжена в направлении проведения телекоммуникационной олимпиады по астрономии, в которой приняли участие 64 команды из различных регионов страны. Была создана методика проведения телекоммуникационной олимпиады по астрономии с обучающим туром и конкурсным туром.
Важным событием в развитии научно-педагогических
телекоммуникационных средств по
астрономии и привлечение широкой
педагогической общественности к проблемам
астрономического образования в России
явилось проведение в Интернете секции
учителей астрономии II Всероссийского
августовского педсовета http://pedsovet.alledu.ru/index.php
В рамках секции состоялся интерактивный
опрос, который выявил следующее:
1. На вопрос "Как Вы считаете, нужна ли
интеграция физики и астрономии в школе?"
58% опрошенных ответили, что нет, 36% ответили,
что, скорее всего да, не знают - 6%.
2. На вопрос "Какого мнения Вы
придерживаетесь?" 62% считают, что "Астрономия
должна быть самостоятельным предметом",
15% считают, что "Курс астрономии должен
быть интегрирован с комплексом других
предметов (география, природоведение,
физика, философия, история), 23% считают, что
"Курс астрономии достаточно
интегрировать с физикой".
3. На вопрос "Считаете ли Вы наблюдения
неотъемлемой частью курса астрономии?" 94
% опрошенных ответили, что конечно, только 6%
считают, что астрономические наблюдения
проводить не обязательно.
В решении секции учителей астрономии II Всероссийского августовского педсовета записано, что практически отсутствуют методические пособия по работе в Интернет для учителя физики и астрономии, отсутствует научно-методический сервер для учителя астрономии, система дистанционного повышения квалификации учителя астрономии.
Поэтому следующим шагом было создание специального сайта "Астрономия - виртуальный методический кабинет" http://www.gomulina.orc.ru, который посетило 1600 человек за 2 месяца существования.
Таким образом, создан комплекс программно-педагогических и учебно-методических телекоммуникационных средств по астрономии, не имеющий аналогов по другим учебным предметам.
<< Предыдущая |