Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
Современные технологии преподавания астрономии в КГПУ
Андреева З.М.., Нефедьев Ю.А.
Казанский государственный университет,
Астрономическая обсерватория им.В.П.Энгельгардта,
Казанский государственный педагогический
университет
E-mail : star@dtp.ksu.ras.ru
При преподавании курсов "Астрономия" и "Концепции современного естествознания" в КГПУ используются все возможные современные технологии ведения занятий. Следует подчеркнуть, что курс "Концепции современного естествознания" (КСЕ) имеет большой раздел непосредственно астрономии и авторы полагают: в последнее время стало считаться, что астрономия это только далекое и космическое, а земное и близкое - это химия, физика, биология и т.д. Тем не менее, самой всеохватывающей и объединяющей наукой является именно астрономия, и близкая, и далекая. Поэтому, говоря о курсе КСЕ, следует понимать, что его необходимо читать в первую очередь астрономам или другим естественникам, а не философам.
Наш комплекс преподавания астрономии в КГПУ можно условно разбить на четыре раздела: теоретическая часть, практическая часть, интерактивная часть, видео-познавательная часть.
В теоретической части используются всем известные подходы. Единственно о чем следует сказать, это то, что мы постоянно вводим в состав преподаваемого курса современный материал и стараемся сделать лекции действительно интересными, выходя за рамки учебной программы и давая студентам как выдержки из научно популярных изданий, так и просто истории про известных астрономов и космонавтов, рассказывая о необычных природных событиях и т.д. Как показывает анализ, все это не только способствует лучшему усвоению пройденного материала и развитию широкого кругозора, но также "втягивает" студентов в науку астрономию уже как энтузиастов. Многие выпускники ВУЗа с легкостью соглашаются преподавать астрономию в школе, иногда даже делая приоритетный выбор в пользу астрономии. А чем больше будет таких энтузиастов, тем надежнее будет входить астрономия в жизнь людей.
Практическая часть заключается в том, что студенты активно используют компьютерную технику. Во-первых, это касается семинарских занятий. Весь учебный материал дается в компьютерном классе и студенты с ним работают, решая задачи и находя соответствующие статьи в электронных энциклопедиях. Во-вторых, при работе над курсовыми и дипломными работами в полной мере используется Internet. Студенты ведут переписку как с российскими, так и с зарубежными коллегами, "скачивают" необходимый научный материал. Особое значение уделяется самостоятельной работе студентов по получению астрономических параметров, составлению новых вычислительных программ, а также написанию научных рефератов с соответствующими компьютерными таблицами и графиками.
Интерактивная часть состоит в
просмотре учебного материала на большом
электронном экране с использованием как
видеомагнитофона, так и, в последнее время,
компьютера, подключенного через
видеокарточку к видеовыходу. Последнее
позволяет использовать фильмы и
электронные энциклопедии на лазерных
дисках и применять интерактивные программы,
составленные как преподавателями, так и
самими студентами.
В заключение отметим, что использование
современной компьютерной видеотехники
делает учебный процесс более наглядным,
студенты гораздо лучше воспринимают и
усваивают пройденный материал. Как
показало анкетирование, именно те учебные
задачи, которые изучались с применением
компьютерной видеотехники, наилучшим
образом "закрепляются" в памяти
студентов. У студентов появляется желание и
самим в дальнейшей педагогической практике
использовать аналогичные подходы.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |