Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/04.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Современные технологии преподавания астрономии в КГПУ

Андреева З.М.., Нефедьев Ю.А.
Казанский государственный университет, Астрономическая обсерватория им.В.П.Энгельгардта, Казанский государственный педагогический университет
E-mail : star@dtp.ksu.ras.ru

При преподавании курсов "Астрономия" и "Концепции современного естествознания" в КГПУ используются все возможные современные технологии ведения занятий. Следует подчеркнуть, что курс "Концепции современного естествознания" (КСЕ) имеет большой раздел непосредственно астрономии и авторы полагают: в последнее время стало считаться, что астрономия это только далекое и космическое, а земное и близкое - это химия, физика, биология и т.д. Тем не менее, самой всеохватывающей и объединяющей наукой является именно астрономия, и близкая, и далекая. Поэтому, говоря о курсе КСЕ, следует понимать, что его необходимо читать в первую очередь астрономам или другим естественникам, а не философам.

Наш комплекс преподавания астрономии в КГПУ можно условно разбить на четыре раздела: теоретическая часть, практическая часть, интерактивная часть, видео-познавательная часть.

В теоретической части используются всем известные подходы. Единственно о чем следует сказать, это то, что мы постоянно вводим в состав преподаваемого курса современный материал и стараемся сделать лекции действительно интересными, выходя за рамки учебной программы и давая студентам как выдержки из научно популярных изданий, так и просто истории про известных астрономов и космонавтов, рассказывая о необычных природных событиях и т.д. Как показывает анализ, все это не только способствует лучшему усвоению пройденного материала и развитию широкого кругозора, но также "втягивает" студентов в науку астрономию уже как энтузиастов. Многие выпускники ВУЗа с легкостью соглашаются преподавать астрономию в школе, иногда даже делая приоритетный выбор в пользу астрономии. А чем больше будет таких энтузиастов, тем надежнее будет входить астрономия в жизнь людей.

Практическая часть заключается в том, что студенты активно используют компьютерную технику. Во-первых, это касается семинарских занятий. Весь учебный материал дается в компьютерном классе и студенты с ним работают, решая задачи и находя соответствующие статьи в электронных энциклопедиях. Во-вторых, при работе над курсовыми и дипломными работами в полной мере используется Internet. Студенты ведут переписку как с российскими, так и с зарубежными коллегами, "скачивают" необходимый научный материал. Особое значение уделяется самостоятельной работе студентов по получению астрономических параметров, составлению новых вычислительных программ, а также написанию научных рефератов с соответствующими компьютерными таблицами и графиками.

Интерактивная часть состоит в просмотре учебного материала на большом электронном экране с использованием как видеомагнитофона, так и, в последнее время, компьютера, подключенного через видеокарточку к видеовыходу. Последнее позволяет использовать фильмы и электронные энциклопедии на лазерных дисках и применять интерактивные программы, составленные как преподавателями, так и самими студентами.
В заключение отметим, что использование современной компьютерной видеотехники делает учебный процесс более наглядным, студенты гораздо лучше воспринимают и усваивают пройденный материал. Как показало анкетирование, именно те учебные задачи, которые изучались с применением компьютерной видеотехники, наилучшим образом "закрепляются" в памяти студентов. У студентов появляется желание и самим в дальнейшей педагогической практике использовать аналогичные подходы.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования