Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
Культурологический и философский аспекты выставочной деятельности творческой лаборатории "Сияние"
Леус Е.В.
МОУ ДО ГДд(ю)т (Муниципальное
образовательное учреждение
дополнительного образования Городской
Дворец детского (юношеского) творчества).
Творческая лаборатория "Сияние".
Вот уже на протяжении 5 лет творческая лаборатория "Сияние" занимается выставочной деятельностью в Омском регионе. Тематика выставок напрямую связана с основными направлениями нашей работы: астрономия и исследование редких и малоизученных явлений на Земле и в Космосе. Для того, чтобы эта деятельность и далее была успешной и доступной другим объединениям, потребовалось систематизировать и осмыслить накопленный опыт работы.
Сначала мною был собран весь материал, связанный с выставочной деятельностью нашего объединения: положения или документы, обосновывающие проведение выставок (положения, цели и задачи, паны работы); портофолио выставочных материалов (фотокопии картин, копии фотографий-картин, фотографии инсталляционных объектов, элементы дизайна, выставочные аксессуары - приглашения, буклеты, визитки); сценарии, планы проведения мероприятий или их видеосъемка (монтаж, открытие, закрытие, экскурсии, встречи-беседы, мастерские, конкурсы); отзывы о выставках в СМИ (видеоролики в новостях, аудио записи сообщений на радио, статьи в журналах и газетах), книги отзывов посетителей, результаты анкетирования посетителей.
Далее я разделила выставки по ряду
признаков:
- по целям и задачам (мотивирующие на
познание, удовлетворяющие познавательный
интерес, развивающие творческие
способности, направляющие на самопознание,
самоопределение, самоорганизацию,
саморазвитие, самореализацию);
- по функции (образовательные,
воспитательные);
- по содержанию (представлен научный
материал, представлено искусство (выставочные
проекты совместно со специалистами -
художниками, геологами, путешественниками,
дизайнерами, поэтами, музыкантами и т. д.),
представлен синтез науки и искусства);
- по представлению выставочного материала (визуальный,
кинестетический, аудиальный ряды,
комбинация этих рядов, обонятельные
элементы);
- по раскрытию темы (информация только по
одной теме, информация, охватывающая
широкий круг вопросов);
- по характеру действий посетителей (самостоятельное
исследование выставочного пространства,
экскурсионное исследование, участие во
встрече-беседе со специалистом, участие в
мастерской на базе выставки, участие в
конкурсах, синтез разных действий);
- по вовлеченности посетителей (индивидуальные
и групповые посещения);
- по продолжительности работы (экспресс-выставки,
долговременные и постоянные);
- по территориальному охвату (в пределах
объединения, городские, областные,
межрегиональные).
"Эволюция" нашей выставочной деятельности была просмотрена мною с двух точек зрения:
Первая. Если идеальной выставкой считать ту, которая максимально достигла поставленных целей, то тогда оценивать выставки нужно только по четырем организационным критериям (организация выставочного пространства - дизайн помещения подбор экспонатов с учетом доминирующих каналов восприятия будущих посетителей; организация деятельности людей обслуживающих выставочные мероприятия и организация деятельности посетителей - знакомство с экспозицией, участие во встречах, мастерских, конкурсах; территориальный охват; временные рамки).
Вторая. Если идеальной выставкой считать ту, которая позволяет формировать философское мировоззрение (мировоззрение рожденное на стыке научного, художественного, нравственного и житейского мировоззрений, дающее максимальное целостное восприятие окружающего мира и более гармоничное взаимоотношение с ним), то тогда оценивать выставку нужно по степени приближения к желаемому результату.
С позиции первой точки зрения наш коллектив достиг большого мастерства в проведении выставок, так как поэтапно шлифовались описанные выше навыки и умения.
С позиции второй точки зрения у нас еще есть пространство для роста.
Таким образом, помимо образовательных и воспитательных функций (упорядочение воспитательной среды), через выставочную деятельность самым непосредственным образом реализуются основные функции философии и культурологии.
Философия.
а) мировоззренческая функция философии
реализуется через способность выставочной
деятельности объединять данные науки,
искусства и практики для того, чтобы давать
посетителю картину по теме выставки в целом;
б) методологическая функция реализуется
через показ способов достижения какой-либо
цели (каждая выставка дает понять, что в
познании, творчестве, практике цели нужно
добиваться, опираясь на три главные
ценности - добро, красоту и истину);
в) гуманистическая функция проявляется
очень ярко через внимательное отношение к
людям, к человеческому достоинству;
г) практическая функция через показ
этических ценностей, к которым каждый
человек обращается в моменты ответственных
решений.
Культурология.
а) адаптивная функция реализуется
через показ культурного наследия, как
источника системы действий, которые
связывают человека с окружающей
действительностью, как источника пути и
способов решения проблем (вопросы
молодежной культуры);
б) познавательная функция;
в) коммуникативная функция реализуется
через непосредственное общение с людьми,
через обмен информацией, деятельностью (вопросы
космизма в искусстве и деятельности ученых,
ценностные ориентиры и т. д.);
г) регулятивная функция просматривается
через знакомство с выработанными людьми
нормами, которые касаются сферы
существования человека в мире,
представленной на выставке;
д) гуманистическая функция просматривается
через показ стремления человека гармонично
сочетать в себе индивидуальность и
социальность, через показ отношения
человека к природной среде (вопросы
экологии, ноосферы, глобального мышления и.
д.).
Для более детальной проработки наибольший интерес представляли мировоззренческая функция философии и познавательная и коммуникативная функции культурологии. Именно исследованием того, как они реализуются через выставочную деятельность я и занялись. Тем более, что работающая выставка "Мир огненный" представляла собой обширный полигон для этих исследований.
Вместе с психологической службой Дворца творчества был создан ряд анкет и разработана схема ведения наблюдения, позволяющих отследить влияние характера действий посетителя выставки на его мировоззрение, познавательный интерес и непосредственность в общении. На основе анкет был проведен ряд опросов групп посетителей, имеющих равные стартовые условия, но по разному "проведенных" по выставке. На основе разработанной схемы наблюдения велись дневники работы с разными группами посетителей (горожане, сельские жители, дети из детских домов, дети, имеющие семьи, посетители предпочитающие художественную, научную, техническую деятельность и т. д.).
Результаты этих исследований позволили
сделать ряд интересных выводов по вопросам
типа:
- почему максимально реализуется
познавательная функция культурологии?
- почему вторую позицию занимает
коммуникативная функция культурологии?
- почему на третьем месте оказалась
мировоззренческая функция философии?
Исходя из полученных результатов, разработан пакет рекомендаций по организации выставочной деятельности для других объединений и намечены перспективы нашей работы. Начатые исследования будут продолжены.
Литература:
1. Канке В. А. Основы философии. -М.: Логос,
2001.
2. Канке В. А. Философия. -М.: Логос, 2001.
3. Быстрова А. Н. Мир культуры (основы
культурологии). -М.: ЮКЭА, 2000.
4. Русский космизм: Антология философской
мысли/Сост. С. Г. Семеновой. -М.: Педагогика-Пресс,
1993.
5. Философия: Курс лекций: Учебное пособие
для студентов ВУЗов/Под ред. В. Л.
Калашникова. -М.: Владос, 2001.
6. Оноприенко В. И. Флоренские. -М.: Наука, 2000.
7. Введение в психодиагностику/Под ред К. М.
Гуревича. -М.: Академия, 1997.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |