Astronet Астронет: Л. В. Жуков/РПГУ им. А.И. Герцена Современная астрономия и методика ее преподавания
http://variable-stars.ru/db/msg/1177124/57.html
Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Культурологический и философский аспекты выставочной деятельности творческой лаборатории "Сияние"

Леус Е.В.
МОУ ДО ГДд(ю)т (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Городской Дворец детского (юношеского) творчества).
Творческая лаборатория "Сияние".

Вот уже на протяжении 5 лет творческая лаборатория "Сияние" занимается выставочной деятельностью в Омском регионе. Тематика выставок напрямую связана с основными направлениями нашей работы: астрономия и исследование редких и малоизученных явлений на Земле и в Космосе. Для того, чтобы эта деятельность и далее была успешной и доступной другим объединениям, потребовалось систематизировать и осмыслить накопленный опыт работы.

Сначала мною был собран весь материал, связанный с выставочной деятельностью нашего объединения: положения или документы, обосновывающие проведение выставок (положения, цели и задачи, паны работы); портофолио выставочных материалов (фотокопии картин, копии фотографий-картин, фотографии инсталляционных объектов, элементы дизайна, выставочные аксессуары - приглашения, буклеты, визитки); сценарии, планы проведения мероприятий или их видеосъемка (монтаж, открытие, закрытие, экскурсии, встречи-беседы, мастерские, конкурсы); отзывы о выставках в СМИ (видеоролики в новостях, аудио записи сообщений на радио, статьи в журналах и газетах), книги отзывов посетителей, результаты анкетирования посетителей.

Далее я разделила выставки по ряду признаков:
- по целям и задачам (мотивирующие на познание, удовлетворяющие познавательный интерес, развивающие творческие способности, направляющие на самопознание, самоопределение, самоорганизацию, саморазвитие, самореализацию);
- по функции (образовательные, воспитательные);
- по содержанию (представлен научный материал, представлено искусство (выставочные проекты совместно со специалистами - художниками, геологами, путешественниками, дизайнерами, поэтами, музыкантами и т. д.), представлен синтез науки и искусства);
- по представлению выставочного материала (визуальный, кинестетический, аудиальный ряды, комбинация этих рядов, обонятельные элементы);
- по раскрытию темы (информация только по одной теме, информация, охватывающая широкий круг вопросов);
- по характеру действий посетителей (самостоятельное исследование выставочного пространства, экскурсионное исследование, участие во встрече-беседе со специалистом, участие в мастерской на базе выставки, участие в конкурсах, синтез разных действий);
- по вовлеченности посетителей (индивидуальные и групповые посещения);
- по продолжительности работы (экспресс-выставки, долговременные и постоянные);
- по территориальному охвату (в пределах объединения, городские, областные, межрегиональные).

"Эволюция" нашей выставочной деятельности была просмотрена мною с двух точек зрения:

Первая. Если идеальной выставкой считать ту, которая максимально достигла поставленных целей, то тогда оценивать выставки нужно только по четырем организационным критериям (организация выставочного пространства - дизайн помещения подбор экспонатов с учетом доминирующих каналов восприятия будущих посетителей; организация деятельности людей обслуживающих выставочные мероприятия и организация деятельности посетителей - знакомство с экспозицией, участие во встречах, мастерских, конкурсах; территориальный охват; временные рамки).

Вторая. Если идеальной выставкой считать ту, которая позволяет формировать философское мировоззрение (мировоззрение рожденное на стыке научного, художественного, нравственного и житейского мировоззрений, дающее максимальное целостное восприятие окружающего мира и более гармоничное взаимоотношение с ним), то тогда оценивать выставку нужно по степени приближения к желаемому результату.

С позиции первой точки зрения наш коллектив достиг большого мастерства в проведении выставок, так как поэтапно шлифовались описанные выше навыки и умения.

С позиции второй точки зрения у нас еще есть пространство для роста.

Таким образом, помимо образовательных и воспитательных функций (упорядочение воспитательной среды), через выставочную деятельность самым непосредственным образом реализуются основные функции философии и культурологии.

Философия.
а) мировоззренческая функция философии реализуется через способность выставочной деятельности объединять данные науки, искусства и практики для того, чтобы давать посетителю картину по теме выставки в целом;
б) методологическая функция реализуется через показ способов достижения какой-либо цели (каждая выставка дает понять, что в познании, творчестве, практике цели нужно добиваться, опираясь на три главные ценности - добро, красоту и истину);
в) гуманистическая функция проявляется очень ярко через внимательное отношение к людям, к человеческому достоинству;
г) практическая функция через показ этических ценностей, к которым каждый человек обращается в моменты ответственных решений.

Культурология.
а) адаптивная функция реализуется через показ культурного наследия, как источника системы действий, которые связывают человека с окружающей действительностью, как источника пути и способов решения проблем (вопросы молодежной культуры);
б) познавательная функция;
в) коммуникативная функция реализуется через непосредственное общение с людьми, через обмен информацией, деятельностью (вопросы космизма в искусстве и деятельности ученых, ценностные ориентиры и т. д.);
г) регулятивная функция просматривается через знакомство с выработанными людьми нормами, которые касаются сферы существования человека в мире, представленной на выставке;
д) гуманистическая функция просматривается через показ стремления человека гармонично сочетать в себе индивидуальность и социальность, через показ отношения человека к природной среде (вопросы экологии, ноосферы, глобального мышления и. д.).

Для более детальной проработки наибольший интерес представляли мировоззренческая функция философии и познавательная и коммуникативная функции культурологии. Именно исследованием того, как они реализуются через выставочную деятельность я и занялись. Тем более, что работающая выставка "Мир огненный" представляла собой обширный полигон для этих исследований.

Вместе с психологической службой Дворца творчества был создан ряд анкет и разработана схема ведения наблюдения, позволяющих отследить влияние характера действий посетителя выставки на его мировоззрение, познавательный интерес и непосредственность в общении. На основе анкет был проведен ряд опросов групп посетителей, имеющих равные стартовые условия, но по разному "проведенных" по выставке. На основе разработанной схемы наблюдения велись дневники работы с разными группами посетителей (горожане, сельские жители, дети из детских домов, дети, имеющие семьи, посетители предпочитающие художественную, научную, техническую деятельность и т. д.).

Результаты этих исследований позволили сделать ряд интересных выводов по вопросам типа:
- почему максимально реализуется познавательная функция культурологии?
- почему вторую позицию занимает коммуникативная функция культурологии?
- почему на третьем месте оказалась мировоззренческая функция философии?

Исходя из полученных результатов, разработан пакет рекомендаций по организации выставочной деятельности для других объединений и намечены перспективы нашей работы. Начатые исследования будут продолжены.

Литература:

1. Канке В. А. Основы философии. -М.: Логос, 2001.
2. Канке В. А. Философия. -М.: Логос, 2001.
3. Быстрова А. Н. Мир культуры (основы культурологии). -М.: ЮКЭА, 2000.
4. Русский космизм: Антология философской мысли/Сост. С. Г. Семеновой. -М.: Педагогика-Пресс, 1993.
5. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов ВУЗов/Под ред. В. Л. Калашникова. -М.: Владос, 2001.
6. Оноприенко В. И. Флоренские. -М.: Наука, 2000.
7. Введение в психодиагностику/Под ред К. М. Гуревича. -М.: Академия, 1997.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования