Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая |
Альтернативные варианты поурочного планирования:
1. В.И. Зинковский [69]:
N N уроков |
Тема урока |
Узловые вопросы |
Демонстрации и ТСО |
Межпредметные связи, повторение |
Задание на дом |
|
15/1 |
Земля – планета Солнечной системы |
Характеристика планет Солнечной системы. Основные географические характеристики Земли. Строение атмосферы и ее химический состав, магнитное поле. Достижения СССР и международное сотрудничество в мирном освоении космоса |
Таблицы "Земля в космическом пространстве", "Планеты", "Космические исследования", "Космические полеты". Фрагменты из кинофильма "Планетная система" |
Представление о Земле в древнем мире. Глобус. Карта – условное изображение поверхности земли. Внутреннее строение –Земли (ядро, мантия). Строение атмосферы, атмосферное давление (география, IV-V кл.) |
§ 15, 16 (3-4) задания 7, 8 |
|
16/2 |
Луна – естественный спутник Земли |
Физические условия на Луне. Рельеф ее поверхности. Изучение Луны с помощью космических аппаратов. Значение научных исследований Луны |
Таблица "Спутники планет". Глобус Луны. Кинофильм "Луна". Карта Луны. Фотографии научных приборов, производящих исследование Луны, автоматических и пилотируемых КА |
Луна – спутник Земли. Расстояние от Луны до Земли. Размеры Луны по сравнению с Землей. Формы поверхности Луны (природоведение, IV кл.) |
§ 17, упр. 15, задание 9 |
|
17/3 |
Планеты земной группы |
Основные особенности планет земной группы – Меркурия, Венеры, Марса. Состав атмосфер, наличие магнитного поля. Изучение их с помощью КА |
Таблицы "Солнечная система", "Планеты". Кинофильм "Планетная система". Диапозитивы или кадры из диафильмов, дающие представление о рельефе планет. Фотографии поверхностей Венеры и Марса, научных приборов, КА |
Солнечная система, ее состав. Планеты. Успехи СССР в мирном освоении космоса (природоведение, IV кл.) |
§ 18, упр. 16 |
|
18/4 |
Планеты-гиганты |
Физические особенности и химический состав планет-гигантов. Их магнитное поле. Спутники и кольца планет. Работа с приложением V учебника |
Таблицы "Солнечная система", "Планеты", "Спутники планет". Диафильм "Планеты-гиганты". Кинофильм "Планетная система" (1-я ч.). |
Спутники планет (природоведение, IV кл.) |
§ 17, 18 (1), упр.16 (1) |
|
19/5 |
Малые тела Солнечной системы |
Астероиды, болиды и метеориты. Кометы, их открытие и движение. Физическая природы комет. Метеоры и метеорные потоки. Развитие представлений о происхождении и эволюции Солнечной системы |
Таблицы "Малые тела Солнечной системы", "Солнечная система". Кадры из диафильмов "Малые тела Солнечной системы", "Происхождение и развитие небесных тел". Фотографии кометы Галлея. Кинофрагмент "Движение кометы вокруг Солнца" |
Планеты, метеоры и метеориты (природоведение, IV кл.) |
§ 20, 21 упр.17 (2) Задание 10 |
2. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [166]: цели и структура уроков практически совпадают с предлагаемыми в пособии [167]. Среди наиболее существенных различий: на уроке 15 (4) "Планеты-гиганты и их спутники" предлагается рассмотреть материал "Планеты как особая группа небесных тел, обладающих малой по сравнению с Солнцем и звездами массой"; урок "Физическая природа Луны" проводится после урока "Движение Луны и затмения".
3. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [167], тема "Физическая природа тел Солнечной системы" (8 ч.):
Урок 12 (1). "Методы изучения планет и их общие характеристики"
Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми методами астрофизических исследований планет и дать понятие о влиянии различных факторов на физические характеристики планет.
План урока:
1. Общие принципы методов астрофизики,
позволяющие изучать физические
характеристики планет: визуальные и
фотографические наблюдения,
спектрометрические и радиолокационные
методы исследования физических
характеристик (вращение, рельеф, физическое
состояние поверхности и т.д.); прием
инфракрасного и радиоизлучения;
особенности спектрального анализа в
применении к планетам.
2. Масса планеты, ее вращение и расстояние от
Солнца как основные факторы, определяющие
условия на ее поверхности.
3. Жизнь как способ существования белковых
тел; условия, необходимые для ее развития.
Задание на дом: §§ 13, 14 (1).
Урок 13 (2). "Земля - планета"
Цель урока: Изучить основные геофизические характеристики Земли и околоземного космического пространства.
План урока:
- Разделение планет на две группы по их общим физическим характеристикам.
- Земля – типичный представитель планет земной группы.
- Атмосфера Земли: облака, химический состав атмосферы, ее роль в тепловом балансе планеты, изменение температуры и давления с высотой, диссипация наиболее легких газов. Эволюция атмосферы и понятие об ионосфере.
- Магнитное поле Земли и особенности его структуры; радиационный пояс, полярные сияния и свечение атмосферы.
- Внутреннее строение Земли.
Задание на дом: § 14 (до конца).
Урок 14 (3). "Физическая природа Луны"
Цель урока: Познакомить с физической природой Луны и современными методами ее исследований.
План урока:
- Малая масса Луны как причина особенностей ее строения и физической природы.
- Строение лунной поверхности и ее рельеф. Происхождение лунных кратеров и морей. Глобальный обзор лунной поверхности.
- Результаты непосредственных исследований, проведенных на Луне. Физико-механические свойства лунного грунта и его химический состав.
- Значение исследований Луны для развития наук о Земле.
Задание на дом: § 15. Упр. 14, N 3; повторить § 8 (1).
Урок 15 (4). "Планеты земной группы"
Цель урока: Разобрать основные особенности планет земной группы.
План урока:
- Физическая природа Меркурия. Особенности его вращения.
- Венера: основные физические характеристики, трудности изучения физической природы. Исследования советскими станциями типа "Венера" – важнейший этап в познании ее природы, результаты радиолокационных исследований.
- Марс: результаты исследований наземными средствами, поверхность Марса и его атмосфера по исследованиям космическими аппаратами. Использование космических аппаратов для детальных исследований поверхности планеты и обнаружения на ней жизни.
- Общность планет земной группы и их индивидуальные особенности.
Задание на дом: § 16. Упр. 15, N 1, 2.
Урок 16 (5). "Планеты-гиганты и их спутники"
Цель урока: выяснить физические особенности природы планет-гигантов и их спутников.
План урока:
- Основные физические характеристики планет-гигантов (масса, размеры, плотность, зональное вращение), химический состав их атмосфер в отличие от атмосфер планет земной группы. Удаленность от Солнца и ее следствия.
- Радиоизлучение планет-гигантов и их магнитные поля. Внутреннее строение этих планет.
- Спутники и кольца планет-гигантов. Их исследования с помощью космических аппаратов. Происхождение планет-гигантов, их спутников и колец.
Задание на дом: §§ 17, 18 (1). Упр. 16, N 1.
Урок 17 (6). "Движение Луны и затмения"
Цель урока: объяснить причины и периодичность смены лунных фаз, а также основные закономерности наступления затмений.
План урока:
- Орбита Луны и звездный месяц.
- Синодический месяц и фазы Луны, их связь с условиями видимости Луны.
- Условия наступления и периодичность солнечных и лунных затмений; различие в их природе.
- Борьба науки против суеверий, связанных с затмениями, в различные эпохи.
- Предвычисление затмений; значение их наблюдений для науки.
Задание на дом: § (18 до конца). Упр. 18, N 3-5.
Урок 18 (7). "Природа малых тел Солнечной системы"
Цель урока: объяснить закономерности движения астероидов и комет, их физическую природу, метеорные явления и природу метеоритов.
План урока:
- Астероиды и их природа. Икар, Эрос и Гермес и их сближения с Землей.
- Кометы, их движение, строение и физическая природа. Предрассудки, связанные с появлением комет. Эволюция комет и их связь с метеорными потоками.
- Метеорные явления в атмосфере Земли. Метеоры и болиды.
- Метеориты, изучение их химического состава.
- Метеоритные кратеры на планетах.
Задание на дом: §§ 19-22.
Урок 19 (8). "Обобщающее повторение"
Цель урока: обобщить знания, полученные по теме "Физическая природа тел солнечной системы".
Задание на дом: повторить главу III.
4. Е.П. Левитан тема "Физическая природа тел Солнечной системы" (7 ч):
I вариант [123]:
Урок 1. "Движение и фазы Луны. Затмения"
Цель урока: объяснить явления, связанные с изменением взаимного положения Земли, Луны и Солнца.
План урока:
- Видимое движение Луны.
- Обращение Луны вокруг Земли.
- Объяснение смены лунных фаз.
- Затмения Луны и Солнца.
Урок 2. "Физическая природа Луны"
Цель урока: познакомить учащихся с современными представлениями о Луне и ее физической природе.
План урока:
- Размеры и масса Луны.
- Вращение Луны вокруг оси.
- Строение лунной поверхности.
- Физические условия на Луне.
Урок 3. "Строение Солнечной системы. Планеты земной группы"
Цель урока: рассмотреть основные закономерности строения Солнечной системы и вопросы физической природы планет земной группы.
План урока:
- Общий обзор Солнечной системы.
- Две группы больших планет.
- Меркурий и Венера.
- Марс и возможность жизни на других планетах.
Урок 4. "Физическая природа планет-гигантов"
Цель урока: рассказать об особенностях физической природы планет-гигантов.
План урока:
- Проверочная работа.
- Вид в телескоп планет-гигантов.
- Физические условия на планетах-гигантах.
- Понятие о строении планет-гигантов.
Урок 5. "Природа комет и метеорных тел"
Цель урока: дать научное объяснение таким небесным явлениям, как "хвостатые звезды", "падающие звезды", падение "небесных камней".
План урока:
- Строение комет и их физическая природа.
- Движение комет.
- Связь распада комет с метеорными потоками.
- Метеориты и значение их исследования.
Урок 6. "Физическая природа Солнца".
Урок 7. "Солнечная активность и ее земные проявления".
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |