Astronet Астронет: А. Ю. Румянцев/МаГУ Методика преподавания астрономии в средней школе
http://variable-stars.ru/db/msg/1177040/chapter6_09.html
Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Альтернативные варианты поурочного планирования:

1. В.И. Зинковский [69]:

N N уроков

Тема урока

Узловые вопросы

Демонстрации и ТСО

Межпредметные связи, повторение

Задание на дом

15/1

Земля – планета Солнечной системы

Характеристика планет Солнечной системы. Основные географические характеристики Земли. Строение атмосферы и ее химический состав, магнитное поле. Достижения СССР и международное сотрудничество в мирном освоении космоса

Таблицы "Земля в космическом пространстве", "Планеты", "Космические исследования", "Космические полеты". Фрагменты из кинофильма "Планетная система"

Представление о Земле в древнем мире. Глобус. Карта – условное изображение поверхности земли. Внутреннее строение –Земли (ядро, мантия). Строение атмосферы, атмосферное давление (география, IV-V кл.)

§ 15, 16 (3-4) задания 7, 8

16/2

Луна – естественный спутник Земли

Физические условия на Луне. Рельеф ее поверхности. Изучение Луны с помощью космических аппаратов. Значение научных исследований Луны

Таблица "Спутники планет". Глобус Луны. Кинофильм "Луна". Карта Луны. Фотографии научных приборов, производящих исследование Луны, автоматических и пилотируемых КА

Луна – спутник Земли. Расстояние от Луны до Земли. Размеры Луны по сравнению с Землей. Формы поверхности Луны (природоведение, IV кл.)

§ 17, упр. 15, задание 9

17/3

Планеты земной группы

Основные особенности планет земной группы – Меркурия, Венеры, Марса. Состав атмосфер, наличие магнитного поля. Изучение их с помощью КА

Таблицы "Солнечная система", "Планеты". Кинофильм "Планетная система". Диапозитивы или кадры из диафильмов, дающие представление о рельефе планет. Фотографии поверхностей Венеры и Марса, научных приборов, КА

Солнечная система, ее состав. Планеты. Успехи СССР в мирном освоении космоса (природоведение, IV кл.)

§ 18, упр. 16

18/4

Планеты-гиганты

Физические особенности и химический состав планет-гигантов. Их магнитное поле. Спутники и кольца планет. Работа с приложением V учебника

Таблицы "Солнечная система", "Планеты", "Спутники планет". Диафильм "Планеты-гиганты". Кинофильм "Планетная система" (1-я ч.).

Спутники планет (природоведение, IV кл.)

§ 17, 18 (1), упр.16 (1)

19/5

Малые тела Солнечной системы

Астероиды, болиды и метеориты. Кометы, их открытие и движение. Физическая природы комет. Метеоры и метеорные потоки. Развитие представлений о происхождении и эволюции Солнечной системы

Таблицы "Малые тела Солнечной системы", "Солнечная система". Кадры из диафильмов "Малые тела Солнечной системы", "Происхождение и развитие небесных тел". Фотографии кометы Галлея. Кинофрагмент "Движение кометы вокруг Солнца"

Планеты, метеоры и метеориты (природоведение, IV кл.)

§ 20, 21 упр.17 (2) Задание 10

2. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [166]: цели и структура уроков практически совпадают с предлагаемыми в пособии [167]. Среди наиболее существенных различий: на уроке 15 (4) "Планеты-гиганты и их спутники" предлагается рассмотреть материал "Планеты как особая группа небесных тел, обладающих малой по сравнению с Солнцем и звездами массой"; урок "Физическая природа Луны" проводится после урока "Движение Луны и затмения".

3. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [167], тема "Физическая природа тел Солнечной системы" (8 ч.):

Урок 12 (1). "Методы изучения планет и их общие характеристики"

Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми методами астрофизических исследований планет и дать понятие о влиянии различных факторов на физические характеристики планет.

План урока:

1. Общие принципы методов астрофизики, позволяющие изучать физические характеристики планет: визуальные и фотографические наблюдения, спектрометрические и радиолокационные методы исследования физических характеристик (вращение, рельеф, физическое состояние поверхности и т.д.); прием инфракрасного и радиоизлучения; особенности спектрального анализа в применении к планетам.
2. Масса планеты, ее вращение и расстояние от Солнца как основные факторы, определяющие условия на ее поверхности.
3. Жизнь как способ существования белковых тел; условия, необходимые для ее развития.

Задание на дом: §§ 13, 14 (1).

Урок 13 (2). "Земля - планета"

Цель урока: Изучить основные геофизические характеристики Земли и околоземного космического пространства.

План урока:

  1. Разделение планет на две группы по их общим физическим характеристикам.
  2. Земля – типичный представитель планет земной группы.
  3. Атмосфера Земли: облака, химический состав атмосферы, ее роль в тепловом балансе планеты, изменение температуры и давления с высотой, диссипация наиболее легких газов. Эволюция атмосферы и понятие об ионосфере.
  4. Магнитное поле Земли и особенности его структуры; радиационный пояс, полярные сияния и свечение атмосферы.
  5. Внутреннее строение Земли.

Задание на дом: § 14 (до конца).

Урок 14 (3). "Физическая природа Луны"

Цель урока: Познакомить с физической природой Луны и современными методами ее исследований.

План урока:

  1. Малая масса Луны как причина особенностей ее строения и физической природы.
  2. Строение лунной поверхности и ее рельеф. Происхождение лунных кратеров и морей. Глобальный обзор лунной поверхности.
  3. Результаты непосредственных исследований, проведенных на Луне. Физико-механические свойства лунного грунта и его химический состав.
  4. Значение исследований Луны для развития наук о Земле.

Задание на дом: § 15. Упр. 14, N 3; повторить § 8 (1).

Урок 15 (4). "Планеты земной группы"

Цель урока: Разобрать основные особенности планет земной группы.

План урока:

  1. Физическая природа Меркурия. Особенности его вращения.
  2. Венера: основные физические характеристики, трудности изучения физической природы. Исследования советскими станциями типа "Венера" – важнейший этап в познании ее природы, результаты радиолокационных исследований.
  3. Марс: результаты исследований наземными средствами, поверхность Марса и его атмосфера по исследованиям космическими аппаратами. Использование космических аппаратов для детальных исследований поверхности планеты и обнаружения на ней жизни.
  4. Общность планет земной группы и их индивидуальные особенности.

Задание на дом: § 16. Упр. 15, N 1, 2.

Урок 16 (5). "Планеты-гиганты и их спутники"

Цель урока: выяснить физические особенности природы планет-гигантов и их спутников.

План урока:

  1. Основные физические характеристики планет-гигантов (масса, размеры, плотность, зональное вращение), химический состав их атмосфер в отличие от атмосфер планет земной группы. Удаленность от Солнца и ее следствия.
  2. Радиоизлучение планет-гигантов и их магнитные поля. Внутреннее строение этих планет.
  3. Спутники и кольца планет-гигантов. Их исследования с помощью космических аппаратов. Происхождение планет-гигантов, их спутников и колец.

Задание на дом: §§ 17, 18 (1). Упр. 16, N 1.

Урок 17 (6). "Движение Луны и затмения"

Цель урока: объяснить причины и периодичность смены лунных фаз, а также основные закономерности наступления затмений.

План урока:

  1. Орбита Луны и звездный месяц.
  2. Синодический месяц и фазы Луны, их связь с условиями видимости Луны.
  3. Условия наступления и периодичность солнечных и лунных затмений; различие в их природе.
  4. Борьба науки против суеверий, связанных с затмениями, в различные эпохи.
  5. Предвычисление затмений; значение их наблюдений для науки.

Задание на дом: § (18 до конца). Упр. 18, N 3-5.

Урок 18 (7). "Природа малых тел Солнечной системы"

Цель урока: объяснить закономерности движения астероидов и комет, их физическую природу, метеорные явления и природу метеоритов.

План урока:

  1. Астероиды и их природа. Икар, Эрос и Гермес и их сближения с Землей.
  2. Кометы, их движение, строение и физическая природа. Предрассудки, связанные с появлением комет. Эволюция комет и их связь с метеорными потоками.
  3. Метеорные явления в атмосфере Земли. Метеоры и болиды.
  4. Метеориты, изучение их химического состава.
  5. Метеоритные кратеры на планетах.

Задание на дом: §§ 19-22.

Урок 19 (8). "Обобщающее повторение"

Цель урока: обобщить знания, полученные по теме "Физическая природа тел солнечной системы".

Задание на дом: повторить главу III.

4. Е.П. Левитан тема "Физическая природа тел Солнечной системы" (7 ч):

I вариант [123]:

Урок 1. "Движение и фазы Луны. Затмения"

Цель урока: объяснить явления, связанные с изменением взаимного положения Земли, Луны и Солнца.

План урока:

  1. Видимое движение Луны.
  2. Обращение Луны вокруг Земли.
  3. Объяснение смены лунных фаз.
  4. Затмения Луны и Солнца.

Урок 2. "Физическая природа Луны"

Цель урока: познакомить учащихся с современными представлениями о Луне и ее физической природе.

План урока:

  1. Размеры и масса Луны.
  2. Вращение Луны вокруг оси.
  3. Строение лунной поверхности.
  4. Физические условия на Луне.

Урок 3. "Строение Солнечной системы. Планеты земной группы"

Цель урока: рассмотреть основные закономерности строения Солнечной системы и вопросы физической природы планет земной группы.

План урока:

  1. Общий обзор Солнечной системы.
  2. Две группы больших планет.
  3. Меркурий и Венера.
  4. Марс и возможность жизни на других планетах.

Урок 4. "Физическая природа планет-гигантов"

Цель урока: рассказать об особенностях физической природы планет-гигантов.

План урока:

  1. Проверочная работа.
  2. Вид в телескоп планет-гигантов.
  3. Физические условия на планетах-гигантах.
  4. Понятие о строении планет-гигантов.

Урок 5. "Природа комет и метеорных тел"

Цель урока: дать научное объяснение таким небесным явлениям, как "хвостатые звезды", "падающие звезды", падение "небесных камней".

План урока:

  1. Строение комет и их физическая природа.
  2. Движение комет.
  3. Связь распада комет с метеорными потоками.
  4. Метеориты и значение их исследования.

Урок 6. "Физическая природа Солнца".

Урок 7. "Солнечная активность и ее земные проявления".

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования