Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая |
§ 51. Солнечная система и история гелиоцентрической системы мира.
Глава учебника охватывает как историю развития взглядов на солнечную систему, так и все вопросы истинных и видимых движений планет. Тема заканчивается изложением закона тяготения и следствий из него. Этот раздел программы подытоживает первую половину курса и является вступлением ко второй половине. Отсюда вытекает и соображение об основной ее установке - ввести учащегося в круг знаний о движениях во вселенной, ограничиваясь пока для данной темы механическими движениями. Но понятие о развитии взглядов на строение вселенной мы должны дать в исторической перспективе, выявляя связь развития научных взглядов с эпохой.
Как уже было указано, изложение истории не следует отрывать от изложения теории. Сообщение результатов наблюдений передвижения планет надо связать с указанием на малую точность наблюдений древних, вследствие чего в первое время даже и несовершенные теории планетных движений не казались неправильными, а непосредственные восприятия, поддерживаемые служителями религий и правящими группами, содействовали мнению о неподвижности и центральном положении Земли. Здесь возможно упомянуть о лженауке астрологии, но надлежащее опровержение ее можно дать только после изложения всей теории до закона тяготения включительно. Можно лишь сказать, что самые стремления астрологии предвычислять положение небесных светил по каким бы то ни было правилам уже опровергали, в сущности, ее мистическое основание, наблюдения же астрологов послужили в конце концов материалом для изучения истинной природы движений планет.
При кратком описании теории Птолемея следует обратить внимание и на увеличение количества наблюдений, и на практическую необходимость улучшения астрономических теорий для ориентировки и счета времени. Теорию Птолемея следует охарактеризовать как весьма совершенное соединение и завершение древних наблюдений, дававшее для своего времени достаточно точные способы предвычисления положения планет, но построенное на трех ложных основах:
1) центральное положение и
неподвижность Земли;
2) кругообразность движений;
3) равномерность движений.
При переходе к теории Коперника следует кратко указать на общий подъем культуры в эпоху Возрождения и пересмотр старых принципов, на возросшие требования практики и несколько улучшившийся материал наблюдений и необходимость поэтому пересмотра птолемеевской теории как с принципиальной стороны, так и с практической.
Здесь надо разъяснить ученикам, что ко времени Коперника птолемеевская теория уже многими считалась неприемлемой, и не столько по своей неточности (увеличением числа эпициклов можно было получить желаемую точность), сколько по сложности, отсутствию соотношений расстояний, что показывало ее искусственность. Между тем начало эпохи Возрождения характеризуется движением мысли вперед, обращением к природе. Поэтому птолемеевская теория стала принципиально неприемлемой, она стала пережитком, стала "обветшалой", как определил ее И.В. Сталин.
Коперник соединил с высоким математическим талантом понимание требований эпохи и совершил первый главный шаг, отказавшись от основного принципа древних о неподвижности Земли, и тем самым разрушил основы идеалистического взгляда на противоположность земного небесному. Однако у Коперника еще сохранились два других принципа: кругообразность и равномерность движения планет. Вызов церкви был брошен хотя и скромно, но весьма основательно, и если церковь не восстала сразу против учения Коперника, то только потому, что все философские выводы из теории еще не были сделаны, а практическая сторона была выгодна и для церкви (например, в вопросе календарного счета времени).
При всяком изложении приходится о каждом из ученых того времени говорить в некоторой последовательности (обычно: Коперник, Бруно, Галилей, Кеплер), между тем на самом деле некоторые из них работали почти одновременно, живя в разных странах и исследуя частные задачи новой коперниковской теории. В результате нередко оказывается, что понимание, цельности работ той эпохи у учащихся отсутствует. Одним из хороших способов наглядного представления может быть хронограмма (рис. 68), которую лучше всего заранее заготовить, включив в нее и портреты указанных в ней ученых.
Рис. 68. Хронограмма эпохи великих
открытий в астрономии
Для цельности изложения необходимо коротко сказать, что до появления работ Бруно ученик Коперника Ретик пропагандировал коперниканство путем издания своего "Первого рассказа", применения метода Коперника к вычислению таблиц планет, за что был преследуем лютеранской церковью.
Рассказывая трагическую историю Дж. Бруно, учитель должен подчеркнуть, что именно он выявил философскую сторону учения Коперника указанием на бесконечность вселенной и отсутствие разделения мира на "Землю" и "небо", но доказательств, основанных на новых наблюдениях, в то время еще не было.
Галилей, давший эти доказательства и решившийся на печатную популяризацию теории Коперника, показал этим правильность теории, а следовательно, и выводов Бруно. Поэтому-то церковь не только организовала преследование Галилея, но и запретила самую книгу Коперника.
Переходя к работам Кеплера, следует обратить внимание учащихся, что к этому времени уточнение наблюдений (Тихо Браге) дало возможность Кеплеру разрушить два других принципа древности (кругообразность и равномерность) и что именно на материале наблюдений Марса это было всего легче сделать, так как Марс близок к Земле и расхождение его положений с предвычислениями на принципе кругообразности и равномерности заметно вследствие большого эксцентриситета его орбиты. Установление Кеплером его законов привело к выводу о причинности движения планет и таким образом создало базу для работ Ньютона.
Эта тема имеет весьма серьезное значение для атеистического воспитания, так как не только дает понятие о борьбе науки против религии за единое материалистическое мировоззрение, но и показывает, как наука, все глубже проникая в разрешение вопросов о движении небесных тел, вынуждает религию ко все более далеким отступлениям. Здесь особенно важно установление взаимодействия теории и практики, разъяснение влияния эпохи на требования теории, служащей для практики, и наоборот, значение совершенствующейся техники для возможности построения теории.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |