Методика преподавания движения небесных светил
<< Предыдущая |
Заключение
Таким образом, проведенное нами исследование подтверждает неоднократно высказывавшееся в наших научных и методических кругах мнение о том, что переход средней школы на новую учебную программу по астрономии был своевременным и оправданным. В этом направлении проделана большая научная и методическая работа. Однако предстоит сделать еще очень много, особенно в плане оснащения средних школ необходимыми новыми методическими разработками и наглядными пособиями.
Исследование ставило своей целью не только работу в этом напряжении для определенной группы вопросов, но и проверку рекомендаций новой программы о характере и глубине изложения учебного материала.
Анализ задач, стоящих перед школьным курсом астрономии, знакомство с педагогической и частнометодической литературой, посвященной проблеме отбора учебного материала, анализ старой и новой программ - все это привело нас к заключению, что вводные вопросы нового школьного курса астрономии должны быть сведены к изучению закономерностей видимых движений небесных светил.
Знание этих закономерностей дает школьнику не только представления о практическом применении астрономии (служба определения координат места, служба времени, ориентирование под открытым небом), но и позволяет получить простейшие доказательные представления о картинах мироздания. Это способствует выполнению главных задач, стоящих перед школьным курсом астрономии: "способствовать выработке у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, дать представление о значении астрономии для практики" [148]
Кроме того, закономерности видимых движений небесных светил являются такими вопросами, изучение которых останется обязательным при любых перестройках школьных программ по астрономии в последующие годы.
Сравнение результатов проведенного исследования с содержанием действующей программы показало почти полное совпадение объемов материала (речь идет только о вводных вопросах). Расхождение наблюдается только в одном случае - нами предлагается ввести вопрос о горизонтальных координатах, который отсутствует в действующей сейчас школьной программе. После отбора материала вводных вопросов встала проблема организации его - выбор такой последовательности расположения его материала, который обеспечивал бы оптимальный вариант учебной программы.
Знакомство с педагогической и частнометодической литературой показало, что подавляющее большинство требований к организации учебного материала сводится к соблюдению логики учебного предмета и логики процесса познания.
Между тем организация учебного материала понимается нами более широко. Для оценки качества организации учебного материала в программе предлагается использовать три критерия: "последовательность", "неразрывность" и "психологическую организацию".
Вопросы психологической организации учебного материала проанализированы В.В.Репкиным [88], но нами они понимаются несколько в ином плане и нуждающимися в более конкретных (и хорошо бы количественных) критериях.
Для определения критериев последовательность и неразрывность нами был разработан соответствующий математический метод, позволяющий получить количественные значения критериев. Такие значения могут быть получены в результате применения предлагаемых нами соотношений:
;
к анализу матрицы, составленной из отдельных вопросов позиций данного варианта программы.
Применение данного метода к действующей школьной программе по астрономии позволило не только выявить некоторые недостатки ее, но и быстро (в силу картинного представления результатов всего анализа) найти пути исправления их.
После определения содержания и структуры вводных вопросов школьной программы по астрономии нами были проанализированы трудности, которые возникают при работе по новой и предлагаемой нами программам с сохранением старой методики и старых наглядных пособий.
Показано, что понятие и модель небесной сферы в сложившихся условиях работы по новой программе не только не способствует оптимальной организации учебного процесса, но и способно нанести ему существенный вред.
В работе показывается, что отправным пунктом при изучении вводных вопросов астрономии должны стать не полуматематические и оторванные от жизни наблюдения мелом на доске и не менее формальное изучение модели небесной сферы, а реально наблюдаемое звездное небо, простейшие упражнения, позволяющие понять закономерности видимых движений небесных светил, и наглядные пособия, удачно моделирующие видимые движения их и дающие возможность понять и объяснить основные закономерности этих движений.
Таким образом, была сформулирована задача создания наглядных пособий , способных успешно работать в новых условиях, и методики работы с ними.
В работе показано, что наиболее целесообразным путем решения данной проблемы будет создание системы наглядных пособий для изучения вводных вопросов школьного курса астрономии.
Исходя из анализа программы, времени и общего методического подхода к изучению этих вопросов предложена и изготовлена следующая система наглядных пособий:
1. Диафильм "Звездное небо".
2. Диафильм "Видимые движения небесных
светил".
3. Модель горизонтальных координат.
4. Модель экваториальных координат.
5. Универсальные учебные астрономические
часы.
6. Подвижная демонстрационная карта
звездного неба.
В ходе двухгодичного опытного обучения, проведенного в школах № 37 и № 48 г. Кирова, были апробированы предлагаемый вариант программы вводных вопросов курса, система наглядных пособий и методические приемы, предложенное ранее нами.
В результате опытного обучения установлено, что при различных условиях учения (сильные и слабые классы) предлагаемые методы, приемы и пособия обладают хорошей педагогической эффективностью и вполне приемлемы при работе по новой школьной программе по астрономии.
Среднеарифметический балл по экспериментальным классам превышал среднеарифметический балл по контрольном классам в среднем на 0,5 балла. В зависимости от условий протекания педагогического эксперимента эта величина изменялась в пределах от 0,4 до 0,6 балла. Более высокий балл наблюдался в тех случаях, когда в качестве экспериментальных выбирались самые сильные классы школы.
В ходе экспериментального обучения была проверена также важность проведения вступительной беседы по простейшим картинам мироздания перед началом изучении курса астрономии в средней школе.
Для изучения действительных движений и их связи с видимыми движениями тел солнечной системы (искусственных и естественных) изготовлена "Карта движений планет" и разработана система упражнений, решаемых с ее помощью. Предложена методика работы с этим новым наглядным пособием при изучении некоторых вопросов нового школьного курса астрономии.
Проанализирован вопрос о возможности углубления физических представлений школьника из области классической механики при изучении закономерностей движения астрономических объектов. Показано, что такой путь не только способствует формированию материалистического мировоззрения школьников, но и является действенным при переходе к изучению наиболее современной теории движения тел - специальной теории относительности.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
диссертация - курс астрономии - солнечная система - педагогический эксперимент - подвижная карта - астрономические часы - модель - видимое движение - звездное небо - программа средней школы - учебная программа - наглядные пособия - школьный курс астрономии - движение планет - учебные пособия - преподавание астрономии - методика преподавания - астрономическое образование
Публикации со словами: диссертация - курс астрономии - солнечная система - педагогический эксперимент - подвижная карта - астрономические часы - модель - видимое движение - звездное небо - программа средней школы - учебная программа - наглядные пособия - школьный курс астрономии - движение планет - учебные пособия - преподавание астрономии - методика преподавания - астрономическое образование | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |