Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronet.ru/db/msg/1174656/chapter6-11.html
Дата изменения: Thu Feb 7 17:49:45 2002
Дата индексирования: Thu Dec 27 18:29:06 2007
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: юлианский день
Астронет > Календарь
Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 50. Календарь.

Изучение измерения времени заканчивается ознакомлением с календарным счетом. Основной задачей является изучение того счета времени, который, будучи международным, принят у нас в СССР. При этом надо вести изложение в историческом порядке, обратив внимание учащихся, что только советская власть немедленно перешла у нас к новому стилю, в то время как в царской России влиятельные реакционные группы, исполняя требования церкви, всеми силами сопротивлялись такой реформе.

Точно так же следует разъяснить мифичность принятой эры ("н. э.", или эра "от Р. X."), указав, что почти все эры - от "основания города Рима", от "сотворения мира" и т. п. - ведут свое начало от событий или неточно известных, например основания Рима, или совершенно неопределимых и сомнительных. Начало эры "от Р. X." никак не может быть определено; дата рождения Христа, так как оно описано в евангелии, естественно, не была записана, даже если бы такое событие имело место, да и само рождение и личность Христа, как известно, мифичны.

Совершенно неприемлема эра от "сотворения мира".

Изложение самой системы счета времени следует начать с указания на несоизмеримость тех естественных единиц, которыми измеряются календарные промежутки времени (сутки, тропический год, месяц), чтобы этим показать невозможность построения абсолютно точного календаря. Изложение следует вести в историческом порядке, и прежде всего, указав на ошибки доюлианских календарей, объяснить структуру юлианского. При этом необходимо дать объяснение слова "високосный" (bissextilus - т. е. дважды шестой).

Дальнейшее изложение нового стиля полезно проводить, написав табличку годов, в которой в одном столбце написан юлианский счет, в другом "новый стиль", в третьем - разница в днях, и при этом подчеркнуть високосные годы в обеих системах счета. Иногда учащиеся неясно представляют, почему юлианский счет при большей продолжительности года отстает от природы. Чтобы наглядно продемонстрировать это, можно заготовить две шкалы на бумаге и, прикладывая одну к другой в начале их, наглядно показать отставание юлианского стиля.

Может представить интерес справка о существующих в настоящее время названиях месяцев у некоторых народов СССР. Эти названия (например, на Украине или в Белоруссии) соответствуют ходу природных явлений. Современный календарь. которым пользуются почти все народы, имеет в себе много анахронизмов (например, названия месяцев, начальная эра). Следует объяснить учащимся, что необходимо отделять научные принципы построения календаря и практически необходимые разделения года (месяц, неделя) от этих анахронизмов, сохраняющихся просто вследствие того, что ими человечество пользовалось более полутора тысяч лет и пока еще приходится сохранять эту преемственность.

По окончании этого отдела полезно уделить хотя бы небольшое время на просмотр и повторение пройденного, обращая главное внимание именно на те понятия, которые будут особенно необходимы в следующей главе учебника, посвященной основам теоретической астрономии.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.2 [голосов: 19]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования