Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronet.ru/db/msg/1173487/chapter5-1.html
Дата изменения: Fri Dec 7 19:01:26 2001
Дата индексирования: Thu Dec 27 17:53:13 2007
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: внешние планеты
Астронет > Диафильм "Звездное небо"
Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод
 

Методика преподавания движения небесных светил
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Диафильм "Звездное небо".

Кадр 15.

Кадр 16.

Кадр 18.

Кадр 19.

Данный диафильм предназначен для первоначального знакомства ученика со звездным небом (понятие "созвездие", история появления созвездий, названия основных созвездий, взаимное расположение созвездий друг относительно друга, зависимость вида звездного неба от времени года и от местоположения наблюдателя на поверхности Земли, наиболее интересные объекты звездного неба).

Нам было предложено разработать технико-педагогическое задание на изготовление данного диафильма в соответствии с требованиями новой программы и требованиями, предъявляемыми к школьным аудиовизуальным пособиям. Предложенный нами вариант ТПЗ был утвержден на заседании экспертной комиссии по астрономическим приборам при НИИ ШОТСО АПН СССР и включен в соответствующий сборник [202].

Технико-педагогическое задание на проектирование диафильма "Звездное небо" представлено в приложении к диссертации.

Диафильм может быть использован при объяснении следующих вопросов новой и предлагаемой нами школьных программ:

  1. Звездное небо.
  2. Различия звезд по блеску и цвету.
  3. Созвездия.
  4. Суточные движения светил на различных широтах.
  5. Восход, кульминация и заход светил.
  6. Горизонтальные координаты.
  7. Экваториальные координаты.
  8. Звездные карты и изображения звезд на них.
  9. Зависимость вида неба от времени года.

Предлагаемая нами последовательность расположения материала несколько расходится с порядком изложения этих вопросов в новой программе и учебнике. Целесообразность именно такого расположения учебного материала была нами подробно аргументирована во втором параграфе первой главы диссертации.

Первые кадры диафильма представляют ряд картин привычного школьнику пейзажа с открытым вечерним небом. Из их наблюдения ученик может сделать вывод о различном блеске звезд и выделить с помощью учителя наиболее характерные группы их. Здесь же происходит знакомство школьника со шкалой звездных величин в достаточном для новой программы объеме.

Строго определения понятия созвездия пока не дается, ибо современное определение опирается на знание системы экваториальных координат. Вводится понятие о созвездии как об участие небосвода с характерной яркой группой звезд.

Диафильм показывает, как богатое воображение древних наблюдателей видело в группах звезд фигуры сказочных животных или героев древних мифов, именами которых и были названы эти группы.

В следующей серии кадров ученик знакомится с характером суточных движений светил на различных широтах. Для этого первоначально даются виды звездного неба на три различных момента времени с интервалом в три часа. Выявленные на кадрах изменения позволяют сделать вывод о характере суточных движений светил на северной и южной частях неба. Кроме того, школьник знакомится с восходящими, кульминирующими и заходящими светилами в этих частях неба.

Выявление и иллюстрация общих закономерностей суточных движений светил позволяет очень обоснованно ввести систему экваториальных координат. Для большей наглядности эти кадры выполняются в той же манере и в том же масштабе, что и картины суточных движений светил. После этого дается строгое определение понятия "созвездие".

Следующая серия рисунков иллюстрирует характер годичного изменения вида вечернего неба.

В заключительной части диафильма учащиеся знакомятся с наиболее интересными объектами звездного неба и их местоположении среди звезд.

Первое издание диафильма "Звездное небо" успешно использовалось нами при проведении уроков по астрономии, на занятиях астрономического кружка, при подготовке к вечерним наблюдениям, при подготовке к телескопическим наблюдениям.

Во время уроков оказалось более удобным фрагментарное использование диафильма в зависимости от разбивки темы на уроки, в зависимости от использования других наглядных пособий (прибора, рисунки, таблицы и т.д.) и т.д.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: диссертация - курс астрономии - солнечная система - педагогический эксперимент - подвижная карта - астрономические часы - модель - видимое движение - звездное небо - программа средней школы - учебная программа - наглядные пособия - школьный курс астрономии - движение планет - учебные пособия - преподавание астрономии - методика преподавания - астрономическое образование
Публикации со словами: диссертация - курс астрономии - солнечная система - педагогический эксперимент - подвижная карта - астрономические часы - модель - видимое движение - звездное небо - программа средней школы - учебная программа - наглядные пособия - школьный курс астрономии - движение планет - учебные пособия - преподавание астрономии - методика преподавания - астрономическое образование
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 2.0 [голосов: 9]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования