Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО
АСТРОНОМИИ
СРЕДСТВАМИ MS OFFICE
Пичугина Л.Н.
Нижегородский государственный педагогический университет
В работах [1-4] мы отмечали возможности и преимущества пакета приложений MS Office для создания учебно-методического комплекса по курсу астрономии средней школы. Данный комплекс включает в себя поурочную разработку курса, содержащую средства поддержки для изложения нового материала, лабораторных работ, решения астрономических задач, контроля успеваемости и т.д. В данном сообщении обсуждаются возможности Office в подготовке и проведении лабораторных работ по астрономии как во время урока так и в виде самостоятельной домашней работы учащихся.
Вследствие особенностей школьного курса астрономии такие виды учебной деятельности как лабораторные работы осуществляются крайне редко. Если же учитель это делает то, как правило, во время астрономических наблюдений. Однако изложение целого ряда тем школьной программы полезно сопровождать выполнением лабораторной работы, активизирующей самостоятельную работу учащихся, их интерес. Насколько интересней и содержательней становится домашняя работа, когда нужно не просто решить задачу, а составить соответствующую компьютерную программу и расчеты, проиллюстрировать графиком или даже анимацией! Отдельные работы можно превратить в настоящее исследование.
Автором разработан целый ряд лабораторных работ по различным темам, которые можно реализовать средствами различных приложений Office. В качестве примера приведем одну из них. Это работа по теме "Солнце и звезды". Название работы сформулировано в виде проблемного вопроса: "Почему Солнце желтое?". В работе учащиеся должны в приложении MS Excel рассчитать по закону Вина длину волны, на которую приходится максимум излучения Солнца и некоторых звезд, построить диаграмму зависимости l -T, и сделать соответствующие выводы. Пример оформления работы приводится далее.
Отчет о работе ученикам предлагается оформить в виде презентации в MS Power Point или публикации буклета в MS Publisher.
Почему Солнце желтое?
Цель работы: Определение длины световой волны, приходящейся на максимум излучения в спектре звезды, по ее температуре
Задание: Используя таблицу длин волн определить цвет Солнца
Основные данные и расчетные формулы
1. Закон Вина , где λmax - длина волны на которую приходится максимум излучения абсолютно черного тела.
2.
l , см |
Цвет |
|
9,7*10-5 |
|
красный |
6,4*10-5 |
оранжевый |
|
4,7*10-5 |
желтый |
|
3,6*10-5 |
белый |
|
1,5*10-5 |
голубовато-белый |
|
9,7*10-6 |
голубой |
3.
Звезды |
Т |
Минтака |
30000 |
Спика |
20000 |
Сириус |
10000 |
Процион |
8000 |
Солнце |
6000 |
Альдебаран |
4500 |
Бетельгейзе |
3000 |
Выполнение работы
Звезды |
Т, К |
l , см |
Цвет |
Минтака |
30000 |
9.67E-06 |
голубой |
Спика |
20000 |
1.45E-05 |
голубовато-белый |
Сириус |
10000 |
0.000029 |
белый |
Процион |
8000 |
3.63E-05 |
светло-желтый |
Солнце |
6000 |
4.83E-05 |
желтый |
Альдебаран |
4500 |
6.44E-05 |
оранжевый |
Бетельгейзе |
3000 |
9.67E-05 |
красный |
Выводы: Из диаграммы и примеров спектров звезд видно, что, чем выше температура, тем меньше длина волны, соответствующая максимуму излучаемой энергии. Максимум излучения Солнца приходится на длину волны 4,7*10-5 см - что соответствует желтому цвету
Литература:
1. Пичугина Л.Н., Пономарев С.М. Компьютерная поддержка школьного курса астрономии // ИТО 2002, М., 20022. Пичугина Л.Н., Пономарев С.М. НИТО и современная информационно-образовательная среда // ИТО 2003, М., 2003
3. Пичугина Л.Н. Использование приложений MS OFFICE для конструирования уроков астрономии //Новые технологии в преподавании астрономии, Н.-Новгород, 2003
4. Пичугина Л.Н. Конструирование урока астрономии в среде MS OFFICE //Астрономический календарь 2004, Н.-Новгород, 2004
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
Публикации со словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |