Предыдущая  | Вверх  | Следующая  |
Простая армилярная сфера.
Никакой чертеж не сможет дать такого ясного и простого понимания определений, встречающихся в сферической астрономии, как хорошо сделанная армилярная сфера. Очень легко можно сделать такую сферу из деревянных обручей, употребляемых детьми для катания по земле (рис. 52). Первоначальная идея прибора принадлежит К. В. Дубровскому. Подставка прибора делается в форме столика. Ножки его для прочности внизу следует связать горизонтальными брусками. Верхняя горизонтальная доска столика из фанеры ("горизонт") имеет полукруглый вырез для свободного движения поворачиваемых обручей. Один обруч прикрепляется неподвижно в вертикальной плоскости в качестве меридиана, другие обручи изображают небесный экватор и круг склонения, последние два скреплены друг с другом и вращаются около оси, как одно целое. Ось железная (общая для всех кругов) устанавливается в соответствии с географической широтой места. Концы оси закрепляются в неподвижном (меридианном) обруче, внутри которого должны проходить, вращаясь, два остальные обруча. Разумеется, диаметры последних должны быть немного меньше, чем у неподвижного. Армилярная сфера раскрашивается эмалевыми красками. На оси в плоскости горизонтальной доски прикрепляется шарик "Земля", сделанный из пробки. При желании можно пристроить и "эклиптику", к которой можно было бы прикреплять кружки, изображающие Солнце и Луну. Школьная практика показала всю ценность этого прибора, который можно сделать очень большим и наглядным. На круг склонения, обычно кнопкой, прикрепляют звезду, вырезанную из бумаги. Изменяя место этой звезды на круге склонений и вращая экваториальный круг, можно показать различные случаи суточного движения звезды относительно горизонта, При том же вращении легко выяснить понятие о часовом угле светила и целый ряд других вопросов. Прибор можно сделать еще более содержательным и пригодным для решения некоторых задач, если нанести деления на кругах. Стоило бы, например, устроить подобную армилярную сферу с круг гами, диаметр которых приблизительно равнялся бы 115 см. Тогда можно было бы на круги наклеить сантиметровую шкалу и принять с малой ошибкой каждый сантиметр за градусное деление. Большие кольца для этого прибора мог бы сделать столяр из хорошей, достаточно толстой фанеры. При наличии в школе конструкторских сил можно было бы поставить задачу - сделать меридианный круг подвижным; тогда легко менялась бы высота полюса над горизонтом и выяснилось бы движение светил, относительно горизонта на различных широтах. Для этого необходимо спилить выступы оси на меридианном круге, закрепить хорошенько в этом круге ось вращения, поставить внизу и в двух местах у горизонта деревянные планки с вырезами для свободного прохода меридианного круга. Эти планки должны быть прочно связаны со столиком прибора.
|
Предыдущая  | Вверх  | Следующая  |
Публикации с ключевыми словами:
астрономическое образование
Публикации со словами: астрономическое образование | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |