Предыдущая  | Вверх  | Следующая  |
Астрономическая труба.
Преподаватель астрономии, не имеющий в своем распоряжении приличного рефрактора, будет лишен возможности показать очень многие интереснейшие объекты неба. Излишне описывать все радости, которые связаны с использованием этого основного прибора астрономического кабинета. Надо, однако, иметь в виду, что частенько наблюдающие первый раз с помощью школьного рефрактора остаются неудовлетворенными: Юпитер им кажется очень маленьким, кольцо Сатурна "на рисунке гораздо лучше" и т. д. Опытный учитель учтет это обстоятельство и заранее создаст надлежащий подход к наблюдениям с помощью трубы. Учащиеся должны понимать, что те фотографии планет и других небесных объектов, которые учащиеся рассматривали в репродукциях, большей частью получены при посредстве мощной техники первоклассных обсерваторий. В связи с этим стоит указать учащимся хотя бы приблизительные размеры телескопов, давших возможность так хорошо и подробно сфотографировать небо. Лучше заранее рассказать о скромных школьных возможностях в этом отношении и ни в коем случае не устраивать какой-либо заманчивой многообещающей рекламы. Не следует также упускать из виду, что путь к большим, настоящим радостям астрономических наблюдений ведет через овладение в совершенстве своим инструментом и через спокойное, регулярное исследование движения светил. В школьной практике обычно применяются рефракторы небольшие, с диаметром объектива от 54 до 108 мм. Если есть возможность, надо устроить башню с вращающимся куполом и установить в ней рефрактор на долгое время, что возможно сделать лишь при наличии надежной охраны здания. При этих условиях, конечно, надо останавливаться на приобретении трубы с диаметром не менее 108 мм. В случае, когда труба будет переносной, гораздо удобнее иметь маленькую трубу с диаметром около 70-80 мм. Приобретая трубу, надо иметь в виду большое значение хорошего объектива и хороших окуляров из двух стекол. Маленькая труба с объективом типа "апохромат", дающая очень отчетливые изображения с очень небольшим, почти незаметным, окрашиванием изображений в холодные тона секундарного спектра, дает большее удовлетворение, чем огромная труба с плохими или посредственными оптическими свойствами. Следующая таблица позволит приблизительно уяснить различие в разрешающей и проницающей силе труб различных размеров. |
Диаметры объективов | Фокусные расстояния | Приблизительная проницающая сила | ||||
Новые размеры | Старинные размеры | Сантиметры | Приблизительная разрешающая сила | Величины звездные | Приблизительное допускаемое увеличение | |
Миллиметры | Парижские дюймы | Миллиметры, соответствующие парижским дюймам | ||||
60 | 2 | 54 | 103 | 2."25 | 10.6 | 80 |
70 | ||||||
80 | 3 | 81 | 135 | 1."5 | 11.5 | 160 |
90 | ||||||
100 | 4 | 108 | 164 | 1."1 | 12.1 | 200 |
110 | ||||||
120 | ||||||
130 | 5 | 135 | 195 | 1."0 | 12.6 | 270 |
Экономить деньги на покупке ценного прекрасного объектива было бы большой ошибкой. Если средства позволяют, следовало бы приобретать более сложные и совершенные апохроматы, построенные из трех линз хорошими оптическими заводами. Качество изображений, даваемое ими, превосходно, но, разумеется, третье стекло создает небольшое дополнительное поглощение света. При случайной покупке старого апохромата необходимо обращать внимание на поверхность стекол, чтобы выяснить, насколько хорошо они сохранили свою полировку. Отдавать в ремонт и чистку ценные объективы можно только очень хорошим специалистам.
Подпункты
|
Предыдущая  | Вверх  | Следующая  |
Публикации с ключевыми словами:
астрономическое образование
Публикации со словами: астрономическое образование | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |