Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Альтернативные варианты поурочного планирования:

1. В.И. Зинковский [69]:

N N

уроков

Тема урока

Узловые вопросы

Демонстрации и ТСО

Межпредметные связи, повторение

Задание на дом

27/1

Наша Галактика

Млечный Путь, развитие представлений о структуре и масштабах Галактики (В. Гершель). Оценки количества звезд в Галактике. Звездные скопления и ассоциации. Вклад современных ученых в изучение основных компонентов Галактики (В.А. Амбарцумян и др.)

Таблица "Млечный Путь". Демонстрационная подвижная карта звездного неба. Фрагменты кинофильма "Астрономия и мировоззрение"

Материальное единство мира. Формы существования материи (обществоведение, Х кл.)

§ 27 (2), упр. 24 (1)

28/2

Движение звезд в Галактике

Собственное движение звезд. Скорость движения звезды (лучевая и тангенциальная составляющие). Движение Солнечной системы. Вращение Галактики

Таблицы "Звезды", "Млечный Путь". Фрагменты кинофильма "Астрономия и мировоззрение"

Относительность движения, путь и перемещение (физика, VIII кл) Действия над векторами (геометрия, VIII кл)

§ 27

(3-5), упр. 25 задание 13

 

Четвертое (вечернее) наблюдение

29/3

Диффузная материя

Межзвездная пыль и газ. Поглощение света от далеких звезд. Туманности, их типы и разновидности

Таблицы "Млечный Путь", "Различные типы галактик" Фрагменты фильма "Астрономия и мировоззрение"

Свойства электромагнитных волн физика, Х кл..)

§ 28

(1)

30/4

Возникновение звезд. Распределение вещества в Галактике

Протозвезды, рождение и эволюция звезд. Нейтральный водород и молекулярный газ. Магнитное поле, космические лучи и радиоизлучение

Таблицы "Диаграмма цвет - светимость", "Млечный Путь"

Гравитационные силы. Основное уравнение МКТ газов (физика, VIII-IX кл.)

§ 28 (2-4)

31/5

Спиральные галактики. Закон Хаббла

Звездные системы Галактики, развитие взглядов на их строение. Структура галактик, расстояние до них. Красное смещение. Закон Хаббла. Разбор задач на с. 13 учебника, упр. 26 (2)

Таблицы "Млечный Путь", "Различные системы галактик". Фрагменты диафиль-ма "Галактика", кинофильма "Астрономия и мировоззрение"

Относительность движения. Элементы теории относительности. Спектры и спектральный анализ (физика, VIII-X кл). Законы диалектики, познаваемость мира (обществоведение, Х кл)

§ 29

(1 до с.134), упр. 26 (1), задание 14

32/6

Различные виды галактик

Спиральные, неправильные, эллиптические и другие виды галактик. Радиоизлучение галактик. Особенности состава и строения галактик. Радиогалактики и квазары

Таблица "Различные системы галактик". Диафильм "Галактика"

Движение электрона в магнитном поле, сила Лоренца. Распространение электромагнитных волн. Элементы теории относительности (физика, Х кл)

§ 29, с.134-137

33/7

Обобщение материала

Доклады и сообщения учеников. Решение задач из разделов V и VI. Обсуждение наиболее интересных вопросов. Письменная работа (на 20 мин)

   

§ 30 (для самостоятельного ознакомления)

34/1

Заключительная лекция о современных достижениях и роли астрономии

Расширение Вселенной. Гипотеза Большого Взрыва. Мировоззренческое значение современных представлений о строении Вселенной и ее эволюции

 

Научная картина мира обществоведение, Х кл). Физическая картина мира. Физика и научно-техническая революция (физика, Х кл)

 

3. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [174], тема "Солнце и звезды" (6 ч.):

Урок 29 (1). "Структура Галактики. Звездные скопления и звездные ассоциации"

Цель урока: формирование общих представлений о структуре нашей Галактики.

План урока:

1. Строение Галактики. Видимое распределение звезд и Млечный Путь. Концентрация звезд к Млечному Пути. Центральная область и спиральные ветви Галактики. Две составляющие звездного населения, их различие по числу и типам звезд. Число звезд в Галактике, ее масса, размеры, форма.

2. Два типа звездных скоплений, их размеры, звездный состав, оценка расстояний до звездных скоплений. Звездные ассоциации, их молодость и связь со спиральной структурой Галактики.

Задание на дом: § 26. Упр. 28, N 1.

Урок 30 (2). "Диффузная материя. Движение звезд в Галактике"

Цель урока: показать роль диффузной материи и ее проявление в Галактике и дать понятие об общем вращении Галактики.

План урока:

1. Поглощение и покраснение света звезд в межзвездной среде. Концентрация пыли к плоскости Млечного Пути.

2. Межзвездный газ. Горячий газ и его свечение, вызванное коротковолновым излучением звезд. Светлые туманности. Холодный газ и излучение водорода с длиной волны 321 см. Плотность и масса газа и его распределение в Галактике.

3. Магнитное поле, космические лучи и радиоизлучение. Существование электронов и протонов с околосветовыми скоростями. Взаимодействие элементарных частиц с магнитным полем Галактики.

4. Собственные движения звезд. Направление и скорость движения Солнечной системы относительно ближайших звезд и относительно центра Галактики. Вращение Галактики.

Задание на дом: § 27, 28. Упр. 29, N 3.

Урок 31 (3). "Звездные системы – галактики. Метагалактика. Космология"

Цель урока: дать общее представление о природе звездных систем, Метагалактике и понятие о космологии.

План урока:

1. Различные типы галактик спиральные, эллиптические, неправильные. Различие галактик по составу и численности звездного населения, содержанию газа и пыли, характеру движения в них звезд. Различие внешнего вида галактик в зависимости от их удаления и пространственной ориентации.

2. "Красное смещение" как средство определения расстояний до далеких галактик.

3. Необычные пекулярные) галактики, активность ядер галактик. Радиогалактики, квазары и гипотезы, объясняющие их природу.

4. Пространственная карта распределения галактик, их скопления. Метагалактики.

5. Основные положения современной космологии.

Задание на дом: § 29.

Урок 32 (4). "Происхождение и развитие звезд и Солнца"

Цель урока: познакомить учащихся с современными проблемами звездной космогонии.

План урока:

1. Возраст звезд и Солнца.

2. Зависимость эволюции звезд от их массы.

3. Стадии развития звезд: гравитационное сжатие, жизнь на главной последовательности, переход в красные гиганты, стадия переменной звезды. Конечные этапы эволюции звезд.

Задание на дом: § 30.

Урок 33 (5). "Происхождение планетных систем"

Цель урока: познакомить учащихся с современными проблемами планетной космогонии.

План урока:

1. Значение планетной космогонии.
2. Закономерности планетной системы.
3. Современные космогонические гипотезы.

Задание на дом: § 31, 32.

Урок 34 (6). "Заключительная лекция "Жизнь и разум во Вселенной"

  1. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [173]: на изложение темы отводится 7 уроков. Цели и структура уроков 29 (1) – 31 (3) практически совпадают с предлагаемыми в пособии [174], но на 32 (4) уроке в форме "специальной" лекции излагается материал "Метагалактика и понятие о космологии". Материал "Жизнь и разум во Вселенной" включается в форме отдельного вопроса в урок 34 (6) "Происхождение планетных систем". Тема последнего урока 35 (7) "Обзор новостей астрономии".

4. Е.П. Левитан: урок 29 темы "Звезды и звездные системы. Строение Вселенной" им урок 32 темы "Происхождение и развитие небесных тел" (2 ч):

Урок 29. "Галактики. Бесконечность Вселенной"

Цель урока: изложить основные сведения о нашей Галактике и дать понятие о других галактиках и их системах.

План урока:

  1. Строение Галактики.
  2. Многообразие галактик.
  3. Системы галактик. Бесконечность Вселенной в пространстве.

Урок 32. "Заключительный урок астрономии".

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнения читателей [11]
Оценка: 3.6 [голосов: 435]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования