Астронет: А. Ю. Румянцев/МаГУ Методика преподавания астрономии в средней школе http://variable-stars.ru/db/msg/1177040/chapter8_07.html |
<< Предыдущая |
Альтернативные варианты поурочного планирования:
1. В.И. Зинковский [69]:
N N уроков |
Тема урока |
Узловые вопросы |
Демонстрации и ТСО |
Межпредметные связи, повторение |
Задание на дом |
|
27/1 |
Наша Галактика |
Млечный Путь, развитие представлений о структуре и масштабах Галактики (В. Гершель). Оценки количества звезд в Галактике. Звездные скопления и ассоциации. Вклад современных ученых в изучение основных компонентов Галактики (В.А. Амбарцумян и др.) |
Таблица "Млечный Путь". Демонстрационная подвижная карта звездного неба. Фрагменты кинофильма "Астрономия и мировоззрение" |
Материальное единство мира. Формы существования материи (обществоведение, Х кл.) |
§ 27 (2), упр. 24 (1) |
|
28/2 |
Движение звезд в Галактике |
Собственное движение звезд. Скорость движения звезды (лучевая и тангенциальная составляющие). Движение Солнечной системы. Вращение Галактики |
Таблицы "Звезды", "Млечный Путь". Фрагменты кинофильма "Астрономия и мировоззрение" |
Относительность движения, путь и перемещение (физика, VIII кл) Действия над векторами (геометрия, VIII кл) |
§ 27 (3-5), упр. 25 задание 13 |
|
Четвертое (вечернее) наблюдение |
||||||
29/3 |
Диффузная материя |
Межзвездная пыль и газ. Поглощение света от далеких звезд. Туманности, их типы и разновидности |
Таблицы "Млечный Путь", "Различные типы галактик" Фрагменты фильма "Астрономия и мировоззрение" |
Свойства электромагнитных волн физика, Х кл..) |
§ 28 (1) |
|
30/4 |
Возникновение звезд. Распределение вещества в Галактике |
Протозвезды, рождение и эволюция звезд. Нейтральный водород и молекулярный газ. Магнитное поле, космические лучи и радиоизлучение |
Таблицы "Диаграмма цвет - светимость", "Млечный Путь" |
Гравитационные силы. Основное уравнение МКТ газов (физика, VIII-IX кл.) |
§ 28 (2-4) |
|
31/5 |
Спиральные галактики. Закон Хаббла |
Звездные системы Галактики, развитие взглядов на их строение. Структура галактик, расстояние до них. Красное смещение. Закон Хаббла. Разбор задач на с. 13 учебника, упр. 26 (2) |
Таблицы "Млечный Путь", "Различные системы галактик". Фрагменты диафиль-ма "Галактика", кинофильма "Астрономия и мировоззрение" |
Относительность движения. Элементы теории относительности. Спектры и спектральный анализ (физика, VIII-X кл). Законы диалектики, познаваемость мира (обществоведение, Х кл) |
§ 29 (1 до с.134), упр. 26 (1), задание 14 |
|
32/6 |
Различные виды галактик |
Спиральные, неправильные, эллиптические и другие виды галактик. Радиоизлучение галактик. Особенности состава и строения галактик. Радиогалактики и квазары |
Таблица "Различные системы галактик". Диафильм "Галактика" |
Движение электрона в магнитном поле, сила Лоренца. Распространение электромагнитных волн. Элементы теории относительности (физика, Х кл) |
§ 29, с.134-137 |
|
33/7 |
Обобщение материала |
Доклады и сообщения учеников. Решение задач из разделов V и VI. Обсуждение наиболее интересных вопросов. Письменная работа (на 20 мин) |
§ 30 (для самостоятельного ознакомления) |
|||
34/1 |
Заключительная лекция о современных достижениях и роли астрономии |
Расширение Вселенной. Гипотеза Большого Взрыва. Мировоззренческое значение современных представлений о строении Вселенной и ее эволюции |
Научная картина мира обществоведение, Х кл). Физическая картина мира. Физика и научно-техническая революция (физика, Х кл) |
3. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [174], тема "Солнце и звезды" (6 ч.):
Урок 29 (1). "Структура Галактики. Звездные скопления и звездные ассоциации"
Цель урока: формирование общих представлений о структуре нашей Галактики.
План урока:
1. Строение Галактики. Видимое распределение звезд и Млечный Путь. Концентрация звезд к Млечному Пути. Центральная область и спиральные ветви Галактики. Две составляющие звездного населения, их различие по числу и типам звезд. Число звезд в Галактике, ее масса, размеры, форма.
2. Два типа звездных скоплений, их размеры, звездный состав, оценка расстояний до звездных скоплений. Звездные ассоциации, их молодость и связь со спиральной структурой Галактики.
Задание на дом: § 26. Упр. 28, N 1.
Урок 30 (2). "Диффузная материя. Движение звезд в Галактике"
Цель урока: показать роль диффузной материи и ее проявление в Галактике и дать понятие об общем вращении Галактики.
План урока:
1. Поглощение и покраснение света звезд в межзвездной среде. Концентрация пыли к плоскости Млечного Пути.
2. Межзвездный газ. Горячий газ и его свечение, вызванное коротковолновым излучением звезд. Светлые туманности. Холодный газ и излучение водорода с длиной волны 321 см. Плотность и масса газа и его распределение в Галактике.
3. Магнитное поле, космические лучи и радиоизлучение. Существование электронов и протонов с околосветовыми скоростями. Взаимодействие элементарных частиц с магнитным полем Галактики.
4. Собственные движения звезд. Направление и скорость движения Солнечной системы относительно ближайших звезд и относительно центра Галактики. Вращение Галактики.
Задание на дом: § 27, 28. Упр. 29, N 3.
Урок 31 (3). "Звездные системы – галактики. Метагалактика. Космология"
Цель урока: дать общее представление о природе звездных систем, Метагалактике и понятие о космологии.
План урока:
1. Различные типы галактик спиральные, эллиптические, неправильные. Различие галактик по составу и численности звездного населения, содержанию газа и пыли, характеру движения в них звезд. Различие внешнего вида галактик в зависимости от их удаления и пространственной ориентации.
2. "Красное смещение" как средство определения расстояний до далеких галактик.
3. Необычные пекулярные) галактики, активность ядер галактик. Радиогалактики, квазары и гипотезы, объясняющие их природу.
4. Пространственная карта распределения галактик, их скопления. Метагалактики.
5. Основные положения современной космологии.
Задание на дом: § 29.
Урок 32 (4). "Происхождение и развитие звезд и Солнца"
Цель урока: познакомить учащихся с современными проблемами звездной космогонии.
План урока:
1. Возраст звезд и Солнца.
2. Зависимость эволюции звезд от их массы.
3. Стадии развития звезд: гравитационное сжатие, жизнь на главной последовательности, переход в красные гиганты, стадия переменной звезды. Конечные этапы эволюции звезд.
Задание на дом: § 30.
Урок 33 (5). "Происхождение планетных систем"
Цель урока: познакомить учащихся с современными проблемами планетной космогонии.
План урока:
1. Значение планетной космогонии.
2. Закономерности планетной системы.
3. Современные космогонические гипотезы.
Задание на дом: § 31, 32.
Урок 34 (6). "Заключительная лекция "Жизнь и разум во Вселенной"
4. Е.П. Левитан: урок 29 темы "Звезды и звездные системы. Строение Вселенной" им урок 32 темы "Происхождение и развитие небесных тел" (2 ч):
Урок 29. "Галактики. Бесконечность Вселенной"
Цель урока: изложить основные сведения о нашей Галактике и дать понятие о других галактиках и их системах.
План урока:
- Строение Галактики.
- Многообразие галактик.
- Системы галактик. Бесконечность Вселенной в пространстве.
Урок 32. "Заключительный урок астрономии".
<< Предыдущая |