Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая |
Альтернативные варианты поурочного планирования:
1. В.И. Зинковский [69]:
N N уроков |
Тема урока |
Узловые вопросы |
Демонстрации и ТСО |
Межпредметные связи, повторение |
Задание на дом |
|
20/1 |
Общее строение и атмосфера Солнца |
Энергия Солнца. Внутреннее строение. Строение солнечной атмосферы (фотосфера, хромосфера, корона) |
Таблица "Солнце". Кинофильм "Солнце". Схема термоядерной реакции водородного цикла. Школьный спектроскоп. Диапозитивы или кадры из диафильма спектры) |
Конвекция, излучение (физика, VII кл). Основное уравнение МКТ. Электромагнитные излучения различных диапазонов длин волн. Непрерывный и линейчатый спектры (физика, IX-X кл) |
§ 22 (2), упр. 18 (1) |
|
Третье (дневное) наблюдение (наблюдение Солнца в телескоп) |
||||||
21/2 |
Солнечная активность и ее влияние на Землю |
Активные образования (фотосферные пятна, факелы, вспышки и протуберанцы). Циклы солнечной активности. Солнечно-земные связи. Служба Солнца |
Таблица "Солнечная активность". Диапозитивы или кадры из диафильмов. Фотографии активных образований на Солнце, полярных –сияний. Кинофильм "Солнце" (2 ч.) |
Понятие о плазме. Термоядерные реакции (физика, IX-X кл) |
§ 22 (3), повторить § 14 (3) упр. 19 (1), задание 11 |
|
22/3 |
Звезды, расстояние до них |
Годичный параллакс и расстояние до звезд (астрономическая единица, параллакс, световой год). Цвет звезд. Спектр и температура звезды. Законы Вина, Стефана-Больцмана |
Таблицы "Спектральные исследования", "Звезды". Демонстрационная подвижная карта звездного неба. Диапозитивы, схемы годичный параллакс, расстояние до звезд). Фотографии спектров звезд |
Измерение углов. Пересекающиеся и параллельные прямые (математика, VI кл). Непрерывный и линейчатый спектры. Применение спектрального анализа (физика, X кл) |
§ 23 (1,2), повторить § 12 (3) упр. 20 (3) |
|
23/4 |
Светимость и абсолютная звездная величина |
Видимая звездная величина, светимость. Абсолютная звездная величина. Разбор решения задачи (с. 105 учебника), упр. 20 (1-4), работа с приложением IV (с. 143) |
Таблица ""Звезды". Звездный атлас. Демонстрационная подвижная карта звездного неба. Фрагменты диафильмов "Звезды", "Природа звезд" |
Энергия электромагнитной волны. Плотность потока излучения (физика, X кл). Функция, логарифм (алгебра, X кл) |
§ 23 (2), упр. 20 |
|
24/5 |
Двойные звезды. Принципы определения масс звезд |
Основные принципы и методы определения масс звезд на основе исследования визуально-двойных систем. Типы и особенности двойных систем и кратных звезд. Разбор задач на с. 109–110 учебника |
Таблица "Двойные звезды". Демонстрационная подвижная карта звездного неба. Фрагменты диафильмов "Звезды", "Природа звезд". Кинофрагмент "Двойные звезды" |
Закон Всемирного тяготения. Гравитационные силы. Движение под действием силы тяжести (физика, VIII кл) |
§ 24 (2), упр. 21 (1, 2), 22 (1) |
|
25/6 |
Переменные и нестационарные звезды |
Цефеиды классические и короткопериодические). Новые и Сверхновые звезды. Примеры нестационарных звезд |
Таблица "Переменные звезды". Демонстрационная подвижная карта звездного неба. Звездный атлас. Диафильмы "Звезды", "Природа звезд". Кинофрагмент "Переменные звезды" |
Гравитационные, Электромагнитные силы. Период, частота. Термоядерные реакции (физика, VIII – Х кл) |
§ 25, упр. 23 |
|
26/7 |
Важнейшие закономерности в мире звезд. Эволюция звезд и ее конечные стадии |
Диаграмма "Цвет – светимость" главная последовательность, гиганты, белые карлики). Эволюция нормальных звезд: красный гигант, белый карлик, нейтронная звезда, черная дыра |
Таблицы "Диаграмма "цвет-светимость", "Основные типы звезд". Фрагменты диафильмов "Звезды", "Природа звезд" |
Материальное единство мира. Способ и формы существования материи. Объективные законы диалектики (обществоведение, Х кл) |
§ 26, задание 12 |
2. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [173] цели и структура уроков практически совпадают с предлагаемыми в пособии [174?].
3. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [174], темы "Солнце и звезды" и "Строение и эволюция Вселенной" (9 ч.):
Урок 20 (1). "Общее строение и атмосфера Солнца"
Цель урока: дать общее представление о Солнце, его внутреннем строении и свойствах невозмущенной атмосферы.
План урока:
1. Общие характеристики Солнца (видимая
форма, расстояние, размеры, масса, средняя
плотность, грануляция, пятна и факелы).
2. Солнечная постоянная и светимость Солнца.
3. Внутреннее строение и источники энергии.
4. Спектр и атмосфера "спокойного"
Солнца.
Задание на дом: § 21 (1, 2).
Урок 21 (2). "Солнечная активность и ее влияние на Землю"
Цель урока: дать представление об активных образованьях в солнечной атмосфере и причинах их возникновения; познакомить учащихся с проблемой солнечно-земных связей.
План урока:
1. Конвективная зона и
образование хромосферы и короны.
2. Роль магнитных полей на Солнце.
3. Возникновение факелов и пятен как
следствие усиления магнитных полей.
4. Протуберанцы.
5. Вспышки и их воздействие на атмосферу
Земли.
6. Солнечно-земные связи.
Задание на дом: § 21 (3), повторить § 13 .
Урок 22 (3). "Звезды. Расстояние до них"
Цель урока: познакомить с разнообразием мира звезд и разъяснить принципы определения расстояний до них.
План урока:
- Яркость и цвет звезд.
- Общность и разнообразие их спектров и температур.
- Принцип определения годичного (тригонометрического) параллакса.
- Световой год и парсек.
Задание на дом: § 22 (1, 2); повторить § 3 (2).
Урок 23 (4). "Светимость и абсолютная звездная величина"
Цель урока: ввести и закрепить понятия светимости и абсолютной звездной величины как важнейших характеристик звезд.
План урока:
- Светимость звезды как одна из ее основных характеристик.
- Абсолютная звездная величина и сравнение светимости звезд.
- Вывод связи между видимой и абсолютной звездной величиной.
Задание на дом: § 22 (3).
Урок 24 (5). "Двойные звезды. Принципы определения масс звезд"
Цель урока: рассказать о принципах и методах определения масс звезд на основе исследования визуально-двойных звезд.
План урока:
- Оптические и физические двойные звезды.
- Визуально-двойные звезды.
- Видимая и истинная орбита звезды-спутника.
- Определение массы двойных звезд.
Задание на дом: § 23 (1). Упр. 24, N 1, 2.
Урок 25 (6). "Спектрально- и затменно-переменные звезды"
Цель урока: расширить и углубить представления о возможностях исследования природы звезд.
План урока:
- Примеры спектрально-двойных звезд. Причины, по которым не различимы оба компонента.
- Условия наблюдения затменно-переменных звезд. Кривая их яркости.
- Изучение некоторых характеристик компонентов затменно-двойной звезды по кривой их яркости.
- Возможность изучения формы орбиты и ее ориентировки в пространстве по кривой лучевой скорости компонентов двойной звезды.
Задание на дом: § 23 (до конца).
Урок 26 (7). "Цефеиды и физические переменные звезды других типов"
Цель урока: пояснить основные особенности физической природы нестационарных звезд.
План урока:
- Причины изменения яркости физических переменных звезд.
- Цефеиды – пульсирующие звезды.
- Основные закономерности периодического изменения яркости.
- Использование цефеид для определения расстояний.
- Вспыхивающие звезды – Новые и Сверхновые.
- Крабовидная туманность – остаток вспышки Сверхновой звезды.
- Нейтронные звезды – пульсары.
Задание на дом: § 24. Упр. 25, N 1.
Урок 27 (8). "Разнообразие звездных характеристик и их основные закономерности".
Цель урока: обобщить полученные о звездах знания.
План урока:
- Размеры звезд и принципы их определения.
- Плотность вещества в недрах звезд.
- Соотношение "масса – светимость".
- Диаграмма "спектр – светимость" и ее эволюционный смысл.
Задание на дом: § 25. Упр. 27, N 1, 2.
Урок 29 (1). "Структура Галактики. Звездные скопления и звездные ассоциации"
Цель урока: формирование общих представлений о структуре нашей Галактики.
План урока:
1. Строение Галактики. Видимое
распределение звезд и Млечный Путь.
Концентрация звезд к Млечному Пути.
Центральная область и спиральные ветви
Галактики. Две составляющие звездного
населения, их различие по числу и типам
звезд. Число звезд в Галактике, ее масса,
размеры, форма.
2. Два типа звездных скоплений, их размеры,
звездный состав, оценка расстояний до
звездных скоплений. Звездные ассоциации, их
молодость и связь со спиральной структурой
Галактики.
Задание на дом: § 26. Упр. 28, N 1.
Урок 30 (2). "Диффузная материя. Движение звезд в Галактике"
Цель урока: показать роль диффузной материи и ее проявление в Галактике и дать понятие об общем вращении Галактики.
План урока:
1. Поглощение и покраснение света
звезд в межзвездной среде. Концентрация
пыли к плоскости Млечного Пути.
2. Межзвездный газ. Горячий газ и его
свечение, вызванное коротковолновым
излучением звезд. Светлые туманности.
Холодный газ и излучение водорода с длиной
волны 321 см. Плотность и масса газа и его
распределение в Галактике.
3. Магнитное поле, космические лучи и
радиоизлучение. Существование электронов и
протонов с околосветовыми скоростями.
Взаимодействие элементарных частиц с
магнитным полем Галактики.
4. Собственные движения звезд. Направление и
скорость движения Солнечной системы
относительно ближайших звезд и
относительно центра Галактики. Вращение
Галактики.
Задание на дом: § 27, 28. Упр. 29, N 3.
4. Е.П. Левитан: уроки 24-25 темы "Физическая природа тел Солнечной системы", уроки 26-28 тема "Звезды и звездные системы. Строение Вселенной" и урок 30 темы "Происхождение и развитие небесных тел", (6 ч):
Урок 24 (1). "Физическая природа Солнца"
Цель урока: изложить общие сведения о Солнце и физических процессах, происходящих на нем.
План урока:
- Общие сведения о Солнце.
- Вид Солнца в телескоп. Вращение Солнца.
- Температура Солнца. Химический состав и физическое состояние вещества на Солнце.
- Фотосфера Солнца.
- Хромосфера и корона.
- Понятие о внутреннем строении Солнца.
Урок 25 (2). "Солнечная активность и ее земные проявления".
Цель урока: дать понятие учащимся о проблеме "Солнце-Земля".
План урока:
- Солнечная активность и ее цикличность.
- Природа солнечного излучения.
- Геофизические проявления солнечной активности.
- Использование солнечной энергии.
Урок 26 (3). "Основные физические характеристики звезд".
Цель урока: дать учащимся понятие о многообразии звезд.
План урока:
- Светимость звезд.
- Цвет и температура звезд.
- Спектры и химический состав звезд.
- Размеры, массы и средние плотности звезд.
- Диаграммы "спектр-светимость" и "масса-светимость".
Урок 27 (4). "Двойные, переменные и новые звезды".
Цель урока: рассказать о физической природе двойных и нестационарных звезд.
План урока:
- Физически-двойные и оптически-двойные звезды.
- Понятие о физических переменных звездах.
- Новые и Сверхновые звезды.
Урок 28 (5). "Звездные скопления. Диффузная материя".
Цель урока: дать понятие учащимся о звездных скоплениях, а также о диффузной материи.
План урока:
- Звездные скопления.
- Газовые и пылевые туманности.
- Межзвездная среда.
Урок 30 (6). "Современные представления о происхождении и эволюции звезд".
План урока:
- Две основные гипотезы в звездной космогонии.
- Понятие об эволюции "стационарной" звезды и источниках звездной энергии.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |