Astronet Астронет: А. Ю. Румянцев/МаГУ Методика преподавания астрономии в средней школе
http://variable-stars.ru/db/msg/1177040/chapter7_12.html
Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Альтернативные варианты поурочного планирования:

1. В.И. Зинковский [69]:

N N уроков

Тема урока

Узловые вопросы

Демонстрации и ТСО

Межпредметные связи, повторение

Задание на дом

20/1

Общее строение и атмосфера Солнца

Энергия Солнца. Внутреннее строение. Строение солнечной атмосферы (фотосфера, хромосфера, корона)

Таблица "Солнце". Кинофильм "Солнце". Схема термоядерной реакции водородного цикла. Школьный спектроскоп. Диапозитивы или кадры из диафильма спектры)

Конвекция, излучение (физика, VII кл). Основное уравнение МКТ. Электромагнитные излучения различных диапазонов длин волн. Непрерывный и линейчатый спектры (физика, IX-X кл)

§ 22 (2), упр. 18 (1)

 

Третье (дневное) наблюдение (наблюдение Солнца в телескоп)

 

21/2

Солнечная активность и ее влияние на Землю

Активные образования (фотосферные пятна, факелы, вспышки и протуберанцы). Циклы солнечной активности. Солнечно-земные связи. Служба Солнца

Таблица "Солнечная активность". Диапозитивы или кадры из диафильмов. Фотографии активных образований на Солнце, полярных –сияний. Кинофильм "Солнце" (2 ч.)

Понятие о плазме. Термоядерные реакции (физика, IX-X кл)

§ 22 (3), повторить

§ 14 (3) упр. 19 (1), задание 11

22/3

Звезды, расстояние до них

Годичный параллакс и расстояние до звезд (астрономическая единица, параллакс, световой год). Цвет звезд. Спектр и температура звезды. Законы Вина, Стефана-Больцмана

Таблицы "Спектральные исследования", "Звезды". Демонстрационная подвижная карта звездного неба. Диапозитивы, схемы годичный параллакс, расстояние до звезд). Фотографии спектров звезд

Измерение углов. Пересекающиеся и параллельные прямые (математика, VI кл). Непрерывный и линейчатый спектры. Применение спектрального анализа (физика, X кл)

§ 23 (1,2), повторить

§ 12 (3) упр. 20 (3)

23/4

Светимость и абсолютная звездная величина

Видимая звездная величина, светимость. Абсолютная звездная величина. Разбор решения задачи (с. 105 учебника), упр. 20 (1-4), работа с приложением IV (с. 143)

Таблица ""Звезды". Звездный атлас. Демонстрационная подвижная карта звездного неба. Фрагменты диафильмов "Звезды", "Природа звезд"

Энергия электромагнитной волны. Плотность потока излучения (физика, X кл). Функция, логарифм (алгебра, X кл)

§ 23 (2), упр. 20

24/5

Двойные звезды. Принципы определения масс звезд

Основные принципы и методы определения масс звезд на основе исследования визуально-двойных систем. Типы и особенности двойных систем и кратных звезд. Разбор задач на с. 109–110 учебника

Таблица "Двойные звезды". Демонстрационная подвижная карта звездного неба. Фрагменты диафильмов "Звезды", "Природа звезд". Кинофрагмент "Двойные звезды"

Закон Всемирного тяготения. Гравитационные силы. Движение под действием силы тяжести (физика, VIII кл)

§ 24 (2), упр. 21 (1, 2), 22 (1)

25/6

Переменные и нестационарные звезды

Цефеиды классические и короткопериодические). Новые и Сверхновые звезды. Примеры нестационарных звезд

Таблица "Переменные звезды". Демонстрационная подвижная карта звездного неба. Звездный атлас. Диафильмы "Звезды", "Природа звезд". Кинофрагмент "Переменные звезды"

Гравитационные, Электромагнитные силы. Период, частота. Термоядерные реакции (физика, VIII – Х кл)

§ 25, упр. 23

26/7

Важнейшие закономерности в мире звезд. Эволюция звезд и ее конечные стадии

Диаграмма "Цвет – светимость" главная последовательность, гиганты, белые карлики). Эволюция нормальных звезд: красный гигант, белый карлик, нейтронная звезда, черная дыра

Таблицы "Диаграмма "цвет-светимость", "Основные типы звезд". Фрагменты диафильмов "Звезды", "Природа звезд"

Материальное единство мира. Способ и формы существования материи. Объективные законы диалектики (обществоведение, Х кл)

§ 26, задание 12

2. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [173] цели и структура уроков практически совпадают с предлагаемыми в пособии [174?].

3. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [174], темы "Солнце и звезды" и "Строение и эволюция Вселенной" (9 ч.):

Урок 20 (1). "Общее строение и атмосфера Солнца"

Цель урока: дать общее представление о Солнце, его внутреннем строении и свойствах невозмущенной атмосферы.

План урока:

1. Общие характеристики Солнца (видимая форма, расстояние, размеры, масса, средняя плотность, грануляция, пятна и факелы).
2. Солнечная постоянная и светимость Солнца.
3. Внутреннее строение и источники энергии.
4. Спектр и атмосфера "спокойного" Солнца.

Задание на дом: § 21 (1, 2).

Урок 21 (2). "Солнечная активность и ее влияние на Землю"

Цель урока: дать представление об активных образованьях в солнечной атмосфере и причинах их возникновения; познакомить учащихся с проблемой солнечно-земных связей.

План урока:

1. Конвективная зона и образование хромосферы и короны.
2. Роль магнитных полей на Солнце.
3. Возникновение факелов и пятен как следствие усиления магнитных полей.
4. Протуберанцы.
5. Вспышки и их воздействие на атмосферу Земли.
6. Солнечно-земные связи.

Задание на дом: § 21 (3), повторить § 13 .

Урок 22 (3). "Звезды. Расстояние до них"

Цель урока: познакомить с разнообразием мира звезд и разъяснить принципы определения расстояний до них.

План урока:

  1. Яркость и цвет звезд.
  2. Общность и разнообразие их спектров и температур.
  3. Принцип определения годичного (тригонометрического) параллакса.
  4. Световой год и парсек.

Задание на дом: § 22 (1, 2); повторить § 3 (2).

Урок 23 (4). "Светимость и абсолютная звездная величина"

Цель урока: ввести и закрепить понятия светимости и абсолютной звездной величины как важнейших характеристик звезд.

План урока:

  1. Светимость звезды как одна из ее основных характеристик.
  2. Абсолютная звездная величина и сравнение светимости звезд.
  3. Вывод связи между видимой и абсолютной звездной величиной.

Задание на дом: § 22 (3).

Урок 24 (5). "Двойные звезды. Принципы определения масс звезд"

Цель урока: рассказать о принципах и методах определения масс звезд на основе исследования визуально-двойных звезд.

План урока:

  1. Оптические и физические двойные звезды.
  2. Визуально-двойные звезды.
  3. Видимая и истинная орбита звезды-спутника.
  4. Определение массы двойных звезд.

Задание на дом: § 23 (1). Упр. 24, N 1, 2.

Урок 25 (6). "Спектрально- и затменно-переменные звезды"

Цель урока: расширить и углубить представления о возможностях исследования природы звезд.

План урока:

  1. Примеры спектрально-двойных звезд. Причины, по которым не различимы оба компонента.
  2. Условия наблюдения затменно-переменных звезд. Кривая их яркости.
  3. Изучение некоторых характеристик компонентов затменно-двойной звезды по кривой их яркости.
  4. Возможность изучения формы орбиты и ее ориентировки в пространстве по кривой лучевой скорости компонентов двойной звезды.

Задание на дом: § 23 (до конца).

Урок 26 (7). "Цефеиды и физические переменные звезды других типов"

Цель урока: пояснить основные особенности физической природы нестационарных звезд.

План урока:

  1. Причины изменения яркости физических переменных звезд.
  2. Цефеиды – пульсирующие звезды.
  3. Основные закономерности периодического изменения яркости.
  4. Использование цефеид для определения расстояний.
  5. Вспыхивающие звезды – Новые и Сверхновые.
  6. Крабовидная туманность – остаток вспышки Сверхновой звезды.
  7. Нейтронные звезды – пульсары.

Задание на дом: § 24. Упр. 25, N 1.

Урок 27 (8). "Разнообразие звездных характеристик и их основные закономерности".

Цель урока: обобщить полученные о звездах знания.

План урока:

  1. Размеры звезд и принципы их определения.
  2. Плотность вещества в недрах звезд.
  3. Соотношение "масса – светимость".
  4. Диаграмма "спектр – светимость" и ее эволюционный смысл.

Задание на дом: § 25. Упр. 27, N 1, 2.

Урок 29 (1). "Структура Галактики. Звездные скопления и звездные ассоциации"

Цель урока: формирование общих представлений о структуре нашей Галактики.

План урока:

1. Строение Галактики. Видимое распределение звезд и Млечный Путь. Концентрация звезд к Млечному Пути. Центральная область и спиральные ветви Галактики. Две составляющие звездного населения, их различие по числу и типам звезд. Число звезд в Галактике, ее масса, размеры, форма.
2. Два типа звездных скоплений, их размеры, звездный состав, оценка расстояний до звездных скоплений. Звездные ассоциации, их молодость и связь со спиральной структурой Галактики.

Задание на дом: § 26. Упр. 28, N 1.

Урок 30 (2). "Диффузная материя. Движение звезд в Галактике"

Цель урока: показать роль диффузной материи и ее проявление в Галактике и дать понятие об общем вращении Галактики.

План урока:

1. Поглощение и покраснение света звезд в межзвездной среде. Концентрация пыли к плоскости Млечного Пути.
2. Межзвездный газ. Горячий газ и его свечение, вызванное коротковолновым излучением звезд. Светлые туманности. Холодный газ и излучение водорода с длиной волны 321 см. Плотность и масса газа и его распределение в Галактике.
3. Магнитное поле, космические лучи и радиоизлучение. Существование электронов и протонов с околосветовыми скоростями. Взаимодействие элементарных частиц с магнитным полем Галактики.
4. Собственные движения звезд. Направление и скорость движения Солнечной системы относительно ближайших звезд и относительно центра Галактики. Вращение Галактики.

Задание на дом: § 27, 28. Упр. 29, N 3.

4. Е.П. Левитан: уроки 24-25 темы "Физическая природа тел Солнечной системы", уроки 26-28 тема "Звезды и звездные системы. Строение Вселенной" и урок 30 темы "Происхождение и развитие небесных тел", (6 ч):

Урок 24 (1). "Физическая природа Солнца"

Цель урока: изложить общие сведения о Солнце и физических процессах, происходящих на нем.

План урока:

  1. Общие сведения о Солнце.
  2. Вид Солнца в телескоп. Вращение Солнца.
  3. Температура Солнца. Химический состав и физическое состояние вещества на Солнце.
  4. Фотосфера Солнца.
  5. Хромосфера и корона.
  6. Понятие о внутреннем строении Солнца.

Урок 25 (2). "Солнечная активность и ее земные проявления".

Цель урока: дать понятие учащимся о проблеме "Солнце-Земля".

План урока:

  1. Солнечная активность и ее цикличность.
  2. Природа солнечного излучения.
  3. Геофизические проявления солнечной активности.
  4. Использование солнечной энергии.

Урок 26 (3). "Основные физические характеристики звезд".

Цель урока: дать учащимся понятие о многообразии звезд.

План урока:

  1. Светимость звезд.
  2. Цвет и температура звезд.
  3. Спектры и химический состав звезд.
  4. Размеры, массы и средние плотности звезд.
  5. Диаграммы "спектр-светимость" и "масса-светимость".

Урок 27 (4). "Двойные, переменные и новые звезды".

Цель урока: рассказать о физической природе двойных и нестационарных звезд.

План урока:

  1. Физически-двойные и оптически-двойные звезды.
  2. Понятие о физических переменных звездах.
  3. Новые и Сверхновые звезды.

Урок 28 (5). "Звездные скопления. Диффузная материя".

Цель урока: дать понятие учащимся о звездных скоплениях, а также о диффузной материи.

План урока:

  1. Звездные скопления.
  2. Газовые и пылевые туманности.
  3. Межзвездная среда.

Урок 30 (6). "Современные представления о происхождении и эволюции звезд".

План урока:

  1. Две основные гипотезы в звездной космогонии.
  2. Понятие об эволюции "стационарной" звезды и источниках звездной энергии.
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования