Методика преподавания движения небесных светил
<< Предыдущая |
Введение
XXIV съезд КПСС поставил перед средней школой ряд ответственных задач, важное место среди которых занимает совершенствование "учебно-воспитательного процесса"1.
Выполнение этой задачи требует вдумчивой
творческой работы по освоению новых
программ, совершенствованию методов
обучения, использованию в учебном процессе
достижений педагогической науки и
современных технических средств обучения.
В отчетном докладе съезду генеральный
секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев отметил, что к
настоящему времени уже "проделана …
большая работа по обновлению содержания …
учебного процесса в наших школах ...".2
Тем не менее учителям и методистам предстоит сделать еще очень много для окончательного завершения начатых преобразований.
С 1969-1970 учебного года преподавание астрономии в средних школах СССР происходит по новой программе и новому учебнику. Их появление было вызвано быстрым развитием астрофизики и большими успехами в области освоения космического пространства.
Центр тяжести современной астрономической науки лежит не в области сферической и практической астрономии (такой вывод можно было сделать при анализе старого школьного курса), а в звездной астрономии и астрофизики. Школьная программа должна была отразить такое состояние дел.
Начавшееся освоение космического пространства явилось громадным шагом в развитии и формировании мировоззрения человека. Такой резкий скачок в развитии наук привел к тому, что многие из фактов, ранее изучаемых астрономией, потеряли свое первостепенное значение. Многие явления стали очень будничными и понятными. Это проявилось в том, что изложение некоторых вопросов курса астрономии в средней школе, а особенно часто результатов наблюдений и опытов, не были уже такими удивительными и интересными открытиями для школьника, как это было в предыдущие годы, не отмеченные "космическим скачком" в мировоззрении человека.
Кроме того, открытие новых методов научения небесных тел, методов, иногда более понятных школьнику, чем пути исследования классической астрономии, позволило избежать изучения последних в школьном курсе астрономии. Это оказалось полезным ещё и потому, что знакомство с передовыми методами научных исследований в астрономии хорошо иллюстрирует и дополняет знание школьником многих физических закономерностей.
Одной из главных задач, поставленных программой КПСС, является "формирование научного мировоззрения всех тружеников советского общества на основе марксизма-ленинизма, как цельной и стройной теории, системы философских, экономических и социально-политических взглядов" [18, стр.118].
Воспитание правильного мировоззрения школьника сообразно требованиям нашей эпохи невозможно без изучения наиболее полной и научной картины мироздания, которая излагается в звездной астрономии и астрофизике.
Все это привело пересмотру школьных программ по астрономии в плане отражения современного состояния этой науки.
В новой программе материал сферической астрономии сведен до минимума, необходимого для понимания вопросов о видимых движениях небесных светил, о небесных координатах и для проведения простейших астрономических наблюдений. Значительно расширены сведения астрофизического характера.
Специально проведенные исследования старого и нового курсов астрономии; знакомство и работа с существующим школьным оборудованием по астрономии и рядом новых. наглядных пособий; беседы с учителями и методистами при личных встречах и на официальных собраниях; участие в работе зональных конференций для преподавателей астрономии педагогических институтов; работа в учебно-методической секции МО ВАГО; участие в работе постоянно действующей комиссии по учебному оборудованию при НИИ ШОТСО АПН СССР; преподавание астрономии в средних школах как по старой так и по новой программам - всё это позволило сделать некоторые выводы, имеющие, на наш взгляд, важное методическое значение.
Перестройка школьной программы по астрономии (как и пересмотр любой программы вообще) оказалась достаточно болезненной и не совсем подготовленной в смысле оснащения средних школ необходимыми новыми пособиями, приборами и методическими разработками. Поэтому методисты, занимающиеся вопросами преподавания астрономии, и учителя средних школ ведут в настоящее время большую работу, связанную с завершением перехода на новую программу.
На страницах методической печати появилось большое количество работ, посвященных, главным образом, методике изложения вопросов астрофизического характера [165, 166, 202, 208, 206, 207 и др.].
На наш взгляд такое положение односторонне отражает потребности школы на сегодняшний день. Опыт работы по новым программам по показывает, что определенные методические затруднения у учителей вызывает изложение вопросов не только астрофизического характера, но и изложение темы "Введение", где школьник знакомится с основными положениями сферической и практической астрономии.
Дело в том, что на протяжении многих лет курс астрономии средней школы в достаточно большом объеме в включал в себя вопросы сферической в практической астрономии. Сложилась очень стабильная методика изложения их, над которой долгие годы работали ведущие советские методисты в этой области. Наиболее полно она отражена в "Методике преподавания астрономии в средней школе" профессора М.Е. Набокова, в "Методике преподавания астрономии в средней школе" Е.П. Левитана, а также в кандидатских диссертациях И.Ф. Боярченко и И.Д. Ильевского.
Учителя астрономии средних школ в течение длительного времени освоили эту методику, её понятия, приемы, учебно-наглядные пособия. Этот опыт копился много лет.
Новая программа не просто значительно сокращает объем материала по сферической в практической астрономии с сохранением методики изложения его, которой пользовались при работе по старой программе. Она требует нового методического подхода, отказа от основных понятий старой методической школы, а значит новых пособий и приборов, соответствующих её требованиям.
"Перед методикой преподавания астрономии стала новая задача: каким образом в условиях дальнейшего сокращения программного материала по сферической и практической астрономии все-таки изложить основные элементы этого раздела, столь специфичного для всего курса астрономии" [172 стр. 81].
К этому следует добавить, что изучение некоторых вопросов этой части курса необходимо не просто потому, что они носят "специфически астрономический характер". Существует определенный минимум понятий и знаний, который совершенно необходим школьнику не только для знакомства с методами практических наблюдений но и для успешного изучения последующего материала.
Расширение объема материала астрофизической части курса не было столь неприятным в методическом отношении. Действительно, изучение новых вопросов астрофизики не требовало ломки привычных методических приемов, а предполагало просто расширение ранее существовавших методов на вновь вводимый (или просто более глубоко вводимый) материал новой программы. Это, конечно, менее болезненно, чем перестройка привычной методической школы.
Таким образом, первоначальное направление исследования было связано с методикой изложения вопросов сферической и практической астрономии при работе по новой программе.
Однако в процессе решения данной задачи были получены выводы, которые позволили значительно расширить и углубить поставленную проблему (это будет подробно показано ниже), до исследования места, содержания и методики преподавания вопросов движений небесных светил в курсе астрономии средней школы.
В качестве исходного положения, определившего характер и структуру диссертационной работы, нами было сформулировано положение о том, что любое научно-методическое исследование, посвященное изложения какой-то темы или группы, вопросов, должно решить четыре главных проблемы:
1. Проблема отбора учебного материала.
2. Проблема организации учебного материала - выбор такой последовательности изложения его вопросов, которая обеспечивала бы оптимальный вариант учебной программы
3. Разработка необходимых наглядных пособий.
4. Разработка методики изложения и отдельных методических приемов, не только обеспечивающих достаточное усвоение материала учащимися, но и оптимальных с точки зрения педагогических затрат.
Научно-методическая работа строилась на изучении следующих материалов и источников:
1. Произведения классиков марксизма-ленинизма, посвященные общим частным вопросам теории познания, обучения и воспитания.
2. Постановления партии и правительства, направленные на дальнейшее совершенствование учебной в воспитательной работы среди подрастающего поколения.
3. Специальная литература по психологии и педагогике.
4. Литература по различным научным разделам астрономии.
5. Программы, учебники и учебные пособия по астрономии для средней и высшей школ.
6. Литература по методике преподавания астрономии.
7. Зарубежная литература по астрономии, методике преподавания астрономии, методам обучения и наглядным пособиям.
1Директивы XXIV съезда КПСС по
пятилетнему плану развития народного
хозяйства СССР на 1971-1975 годы. В кн "Материалы
XXIV съезда КПСС". М., Политиздат, 1971, стр. 277 .
2 Отчетный доклад ЦК КПСС
XXIV съезду Коммунистической Партии
Советского Союза. В кн. "Материалы XXIV
съезда КПСС", M., Политиздат, 1971, стр. 85.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
диссертация - курс астрономии - солнечная система - педагогический эксперимент - подвижная карта - астрономические часы - модель - видимое движение - звездное небо - программа средней школы - учебная программа - наглядные пособия - школьный курс астрономии - движение планет - учебные пособия - преподавание астрономии - методика преподавания - астрономическое образование
Публикации со словами: диссертация - курс астрономии - солнечная система - педагогический эксперимент - подвижная карта - астрономические часы - модель - видимое движение - звездное небо - программа средней школы - учебная программа - наглядные пособия - школьный курс астрономии - движение планет - учебные пособия - преподавание астрономии - методика преподавания - астрономическое образование | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |