Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ В ОБУЧЕНИИ АСТРОНОМИИ
Чулюкова О.В.
МОУ Лицей №5 г. Ельца
eloleg@yelets.lipetsk.ru
Среди многих методов, которыми пользуется современная наука, особое значение имеет эксперимент, ставший в руках ученых наиболее действенным средством познания. Школьный учебный эксперимент представляет собой отражение научного метода изучения природных явлений. Его принято классифицировать по виду деятельности учителя и учащихся. Обычно выделяют демонстрационный эксперимент; фронтальные лабораторные работы, опыты и наблюдения; практикум; внеклассные экспериментальные задания; экспериментальные задачи.
Внеклассные (домашние) опыты и наблюдения чрезвычайно важны и полезны как дополнение к школьному учебному эксперименту. Они позволяют расширить область связи теории с практикой, сформировать у школьников навыки самостоятельной исследовательской деятельности, развить у них интерес к предмету, моделированию и конструированию, преодолеть ошибочные представления некоторых учащихся о том, что природные явления можно наблюдать лишь с помощью специальных приборов.
Хотя домашние опыты и наблюдения пропагандировали методисты еще в дореволюционное время, однако до сих пор этот метод обучения не имеет достаточного распространения на практике. Между тем, в настоящее время имеется большое количество интересных механических игрушек, детский портативный инструмент, специальные наборы и лаборатории (химические, биологические и пр.), что, несомненно, расширяет возможности такого вида эксперимента. Но даже и не имея специального оборудования, в домашних условиях вполне возможно провести некоторые несложные эксперименты. Скорее всего, у большинства учащихся есть домашние животные и (или) комнатные растения. А, следовательно, есть и база для различного рода исследований.
Школьный курс астрономии характеризуется тем, что в нем практически невозможно провести эксперимент в прямом смысле этого слова. Космические объекты нельзя потрогать руками, взвесить на весах, измерить с помощью, например, линейки. Изучая астрономию, мы можем провести лишь эксперимент с моделями. Да и это не практикуется обычно при изучении школьного курса из-за малого количества часов, отводимого на изучение этого предмета.
В литературе описаны простые и доступные научные эксперименты, которые выводят науку из лаборатории в повседневную жизнь. В качестве примера приведем эксперименты, предложенные Дж. Ван Кливом [1], сопровождаемые методическими указаниями по их выполнению.
Эксперимент "Голубое небо"
Цель эксперимента: установить, почему Землю называют голубой планетой.
Материалы: стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик.
Поэтапные инструкции по проведению эксперимента:
- наполните стакан водой;
- затемните комнату и установите фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой;
- добавьте в воду каплю молока и размешайте;
- верните фонарик в прежнее положение.
Итоги: луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.
Ученики должны найти объяснение наблюдаемому явлению. При этом они используют знания из соответствующего раздела физики (рассеяние света, зависимость рассеяния от длины волны).
При использовании домашних опытов и наблюдений следует четко определить цель и способы проведения опытов, сформулировать вопросы, на которые ученики должны ответить в процессе домашнего эксперимента, указать форму отчета о его выполнении. Правильно организованные и регулярно используемые в учебном процессе домашние эксперименты
- содействуют развитию устойчивого познавательного интереса учащихся, а вместе с ним - интереса к изучаемой науке;
- позволяют формировать навыки в изготовлении простейших приборов, использовании подручного материала, моделирования и конструирования;
- развивают наблюдательность и любознательность;
- способствуют развитию логического мышления учащихся.
Литература
1. Ван Клив Дж. 200 экспериментов /Пер.с англ. М., "Джон Уайли энд Санз", 1995.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
Публикации со словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |