Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronet.ru/db/msg/1197730/32.html
Дата изменения: Tue Apr 20 22:59:46 2004
Дата индексирования: Wed Dec 26 02:08:27 2007
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
Астронет > Чулюкова О.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ В ОБУЧЕНИИ АСТРОНОМИИ
Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод
 

Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ В ОБУЧЕНИИ АСТРОНОМИИ

Чулюкова О.В.

МОУ Лицей №5 г. Ельца
eloleg@yelets.lipetsk.ru

Среди многих методов, которыми пользуется современная наука, особое значение имеет эксперимент, ставший в руках ученых наиболее действенным средством познания. Школьный учебный эксперимент представляет собой отражение научного метода изучения природных явлений. Его принято классифицировать по виду деятельности учителя и учащихся. Обычно выделяют демонстрационный эксперимент; фронтальные лабораторные работы, опыты и наблюдения; практикум; внеклассные экспериментальные задания; экспериментальные задачи.

Внеклассные (домашние) опыты и наблюдения чрезвычайно важны и полезны как дополнение к школьному учебному эксперименту. Они позволяют расширить область связи теории с практикой, сформировать у школьников навыки самостоятельной исследовательской деятельности, развить у них интерес к предмету, моделированию и конструированию, преодолеть ошибочные представления некоторых учащихся о том, что природные явления можно наблюдать лишь с помощью специальных приборов.

Хотя домашние опыты и наблюдения пропагандировали методисты еще в дореволюционное время, однако до сих пор этот метод обучения не имеет достаточного распространения на практике. Между тем, в настоящее время имеется большое количество интересных механических игрушек, детский портативный инструмент, специальные наборы и лаборатории (химические, биологические и пр.), что, несомненно, расширяет возможности такого вида эксперимента. Но даже и не имея специального оборудования, в домашних условиях вполне возможно провести некоторые несложные эксперименты. Скорее всего, у большинства учащихся есть домашние животные и (или) комнатные растения. А, следовательно, есть и база для различного рода исследований.

Школьный курс астрономии характеризуется тем, что в нем практически невозможно провести эксперимент в прямом смысле этого слова. Космические объекты нельзя потрогать руками, взвесить на весах, измерить с помощью, например, линейки. Изучая астрономию, мы можем провести лишь эксперимент с моделями. Да и это не практикуется обычно при изучении школьного курса из-за малого количества часов, отводимого на изучение этого предмета.

В литературе описаны простые и доступные научные эксперименты, которые выводят науку из лаборатории в повседневную жизнь. В качестве примера приведем эксперименты, предложенные Дж. Ван Кливом [1], сопровождаемые методическими указаниями по их выполнению.

Эксперимент "Голубое небо"

Цель эксперимента: установить, почему Землю называют голубой планетой.

Материалы: стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик.

Поэтапные инструкции по проведению эксперимента:

Итоги: луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.

Ученики должны найти объяснение наблюдаемому явлению. При этом они используют знания из соответствующего раздела физики (рассеяние света, зависимость рассеяния от длины волны).

При использовании домашних опытов и наблюдений следует четко определить цель и способы проведения опытов, сформулировать вопросы, на которые ученики должны ответить в процессе домашнего эксперимента, указать форму отчета о его выполнении. Правильно организованные и регулярно используемые в учебном процессе домашние эксперименты

Литература

1. Ван Клив Дж. 200 экспериментов /Пер.с англ. М., "Джон Уайли энд Санз", 1995.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
Публикации со словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 3.1 [голосов: 35]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования