Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДДЕРЖКА ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА "АСТРОНОМИЯ"
Прокопенко М.В.
РГПУ им. А.И.Герцена, С-Петербург
Была в средние века такая "наука" - Драконография. Драконов не было, а наука о них была. Науку можно строить о чем угодно, о вещах существующих и не очень. Были бы исходные факты, которые могут быть получены из наблюдения или опыта, а могут быть взяты "из головы". К сожалению, при недостатке фактического изобразительного материала астрономия становится чем-то вроде "драконографии". Знание о космических объектах становиться весьма абстрактным, потому что ученики изучают то, чего не видели. Можно в дополнении к урокам организовать астрономические наблюдения. Но: 1) не каждая школа может позволить себе пусть небольшой, но хороший телескоп, 2) далеко не всегда есть видимость небесных объектов, 3) большинство объектов, изучаемых современной астрономией, вообще не видны глазом ни в какой телескоп. Школьники не проходят весь процесс добывания результата, а получают итоговые знания, основанные на лучших наблюдениях. Поэтому желательно в качестве демонстрационного материала использовать изображения высшего качества, полученные крупнейшими наземными и космическими телескопами, в том числе и в диапазонах, не воспринимаемых глазом.
Разработанное электронное пособие выполняет примерно ту же роль, что и иллюстрации в учебнике. Однако уровень качества электронных материалов принципиально иной, чем у материалов печатных. Кроме того, электронная форма хранения материалов обеспечивает большую надежность хранения, легкую воспроизводимость при копировании и гибкость в демонстрации. В качестве дисплея может быть использован компьютерный монитор, стандартный телевизор, плазменная панель или видеопроектор, что придает демонстрации особую силу воздействия.
Кроме повышения наглядности, информативности и заинтересованности в предмете, астрономические материалы могут служить и другой, не столь очевидной цели. Не секрет, что образы и идеи, преподносимые современной массовой поп-культурой, оказывают сильное подсознательное воздействие на человека, особенно не сформировавшегося духовно. Вкореняясь в подсознание, они в значительной степени определяют поведение и мировоззрение. Одна из опасных тенденций поп-культуры - де-реализация окружающей действительности. В кинематографе с помощью мощных компьютерных средств создается некая виртуальная реальность, и проводится мысль о том, что весь воспринимаемый мир также является иллюзией. Что, безусловно, разрушительно действует на личность и ведет к асоциальным формам поведения. Изображения (высокого качественного уровня) космических объектов способствует укреплению чувства реальности мира, реальности человеческого существования, уважения к окружающей нас Вселенной и восхищения красотой бытия. Но для этого необходимо делать акцент именно на этих аспектах астрономии в контексте более широкой культуры.
Разработанное пособие разбито на тематические разделы и поддерживает деление по урокам выбранных тем астрономии. Структура пособия содержит два основных компонента: 1) тематическую подборку фотографий, художественных изображений и компьютерных анимаций по представленным темам, 2) систему визуализации неба, положения, движения и вида небесных тел в произвольный момент времени в точке с произвольными координатами - "Электронный Планетарий". Он вносит современность происходящим космическим явлениям и повышает наглядность урока. Но если показ изображений и анимаций возможен и без компьютера с использованием бытового DVD-плейера с поддержкой показа jpg-файлов, то для использования Планетария компьютер обязателен. Однако, именно использование Планетария и делает урок более наглядным и увлекательным, и оказывает существенную помощь в подготовке реальных астрономических наблюдений.
Практически все изображения получены за последние годы с официальных сайтов различных астрономических и космических организаций и лицензированы для свободного использования. Физически пособие выполнено в виде CD-R диска, содержащего структурированную информацию и возможность быстрого поиска интересующего раздела. Цветовая гамма астрономических фотографий, а тем более художественных или компьютерных визуализаций не является совершенно достоверной (т.е "правильные" цвета таковыми не являются). Поэтому даже с целью получения максимально достоверного изображения цветовую калибровку монитора проводить не требуется. Нужно только проследить за технической исправностью устройства и адекватностью настройки как "железа", так и программных средств просмотра.
Часть материалов использовалась в практической работе при чтении лекций по астрономии аудитории самого разного возрастного и образовательного уровня. По предварительной статистике примерно 80% аудитории оценивали услышанное и увиденное как "интересно", и 25% как "очень интересно". Естественно, лекторское мастерство служит определяющим фактором достижения поставленной перед лекцией цели. В этом смысле лекцию можно сравнить с огранкой необработанного алмаза-изображения. В заготовке-изображении и заложенная информация, и красота (вещь, впрочем, весьма субъективная) содержатся лишь потенциально. Задачей лектора или учителя является выявление, вынос на поверхность интеллектуально и эмоционально значимых аспектов выбранной темы.
Надеемся, что данная разработка поможет школьным учителям астрономии и физики, и не только им, с большим успехом проводить обучение одной из интереснейших наук о мире, в котором мы живем, - астрономии.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
Публикации со словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |