Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronet.ru/db/msg/1177124/36.html
Дата изменения: Mon May 27 14:52:48 2002
Дата индексирования: Wed Dec 26 02:12:55 2007
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п р р р р р р п п п п п п п п
Астронет > Использование фрагментов из произведений художественной литературы на уроках астрономии
Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод
 

На первую страницу Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Использование фрагментов из произведений художественной литературы на уроках астрономии

Беспалов В. Н.
МОУ "Подгоренская школа №1 среднего (полного) общего образования" Воронежской области

Каждый человек воспринимает учебный материал индивидуально. "Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем", - сказал Блез Паскаль. "Наука дает закон и управляет жизнью, а искусство дает радость жизни" - считал М.М. Пришвин. В настоящее время как одно из направлений астрономического образования является реализация гуманитарного аспекта преподавания астрономии.

Классическая музыка, поэзия и художественная литература снимают напряжение и усталость, создается атмосфера сотрудничества и свободного общения. "Знания без чувств бесчеловечны, чувства без знаний неэффективны", - это слова американского физика В. Вайскопфа. На уроках астрономии нередко звучит музыка, школьники читают стихи, в урок органично входят записи фрагментов радиоспектаклей. Такие литературные "вставки" могут быть в начале урока, как эпиграф, могут проходить рефреном, сопровождать заданный вопрос или побуждать учащихся сделать необходимые выводы.

Приведем несколько примеров использования отрывков из произведений художественной литературы.

При изучении суточного движения светил, звучит фрагмент записи радиоспектакля по произведению М.Ю. Лермонтова "Бэла": "И вот солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обычно бывает на юге". Как точно описывает Лермонтов движение Солнца в южных широтах! Идет обсуждение литературного материала, а затем следует вывод: чем ближе к экватору, тем круче суточные пути Солнца и звезд.

Изучая тему "Спектры, цвет и температуры звезд", приводим фрагмент произведения И.С. Тургенева "Вешние воды": "И сколько ж их высыпало, этих звезд - больших, малых, желтых, красных, синих, белых! Все они так и рдели, так и роились, наперерыв играя лучами". Писатель подметил, что звезды имеют разный цвет, а на вопрос "почему" мы ответим сегодня на уроке.

А вот стихотворение А. Хайта, которое позволит быстро запомнить расположение планет:

"По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз - Меркурий, два - Венера,
Три - Земля, четыре - Марс,
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, за ним - Нептун -
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже потом
И девятая планета
Под названием Плутон".

При изучении вида звездного неба на различных широтах включаем запись песни А. Н. Пахмутовой "Надежда":

"Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами города,
Взлетные огни аэродромов".

Как далеко надо уехать от дома, чтобы увидеть незнакомую звезду? Оказывается, достаточно изменить широту места наблюдения, приблизившись к экватору, и мы увидим незнакомые нам звезды.

В 1996 году нам выпала счастливая возможность видеть редкое и красивое явление на ночном небе - комету Хиякутаке. В каких художественных произведениях мы читали о кометах? Назовите автора. Школьники внимательно слушают отрывок из романа Л.Н. Толстого "Война и мир": "Окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, не отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная комета 1812 года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света". После прочтения отрывка предлагаем вопросы: "Почему у кометы есть хвост? Когда он появляется, в какую сторону направлен?"

А в конце урока литературный поиск: В 1835 году комета Галлея прошла перигелий 16 ноября. В тот год родился известный писатель. Шли годы. Приближался 1910 год. Автор многих интересных книг сказал: "Очень скоро комета опять вернется, и я думаю уйти вместе с нею". Все думали, что великий юморист шутит, как всегда, но он умер на следующий день после того, как комета прошла перигелий. Назовите имя этого человека. Так кто же из писателей прожил жизнь от кометы до кометы?

До следующего урока еще неделя, а учащиеся уже нашли ответ: это Марк Твен.

На уроке "Солнечные и лунные затмения" читаем отрывок из произведения А.П. Чехова "Из записок вспыльчивого человека" и учащимся предлагается обнаружить неточность в тексте.

"Наступает вечер. Из-за кустов выползает отвратительная Луна. В воздухе тишина и неприятно пахнет свежим сеном. На другой день утром погода дачная. Это как раз 7-е августа 1887 года, когда было затмение солнца".

Рассуждая, школьники приходят к одному мнению: перед солнечным затмением Луна не могла быть видна вечером.

Использование художественной литературы на уроках астрономии раскрывает возможности и для составления задач:

С 14 февраля 1918 года в России введен григорианский календарь. Переведите на новый стиль дату солнечного затмения 1887 года.

В настоящее время (до 28 февраля 2100 года) разность между григорианским и юлианским календарями составляет 13 суток. А с 1 марта 1800 года по 28 февраля 1900 года она была равна 12 дням, поэтому к 7 надо прибавить 12. По новому стилю затмение, описанное Чеховым, произошло 19 августа 1887 года.

Изучая тему "Солнце и жизнь Земли", мы вспоминаем "Дикую собаку Динго" Рувина Фраермана: "Филька был без майки. А на груди, темной от загара, выделялись светлые буквы, выведенные очень искусно. Девочка прочла: "ТАНЯ". "Как же ты это сделал?" - спросила она. Филька показал буквы, вырезанные из белой бумаги. "Я каждое утро прихожу сюда и даю солнцу жечь мою грудь, для того чтобы имя твое оставалось светлым". - Филька! Ведь все это исчезнет, как только наступит зима. - Но ведь солнце так сильно! Неужели всякий след исчезнет? Может быть, что-нибудь и останется, Таня? "Ты прав, - сказала она, - что-нибудь должно остаться. Все не может пройти. Иначе куда же девается наша верная дружба навеки?.." После прослушивания этого фрагмента обычно наступает тишина. Каждый думает о чем-то своем, а потом, потом работа продолжается с новой энергией, появляется желание выразить легче запоминается материал, прививается интерес к чтению, и школьники сами начинают подбирать отрывки из художественных произведений.

Это только часть фрагментов литературных произведений, которые можно использовать на уроках астрономии, они, конечно, оставят след в душе учащегося. "Учитель должен призвать ученика к поэтическому мышлению, ибо поэзия в науке - это ее вершина", - так считал академик Г.И. Будкер.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.1 [голосов: 28]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования