Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
Принципы составления учебного материала по курсу астрономии на основе семиотической теории
Клыков Д.Ю., Кондакова Е.В.,
Маркова С.Н.
Государственный астрономический
институт им. П.К. Штернберга МГУ dyuk@sai.msu.ru,
snm@sai.msu.ru
Елецкий государственный университет им. И.А.
Бунина
eloleg@yelets.lipetsk.ru
Одной из тенденций современного общего образования во многих странах является снижение интереса учащихся к естественнонаучным предметам, в том числе к физике и астрономии [1, 2]. Многие методисты и педагоги причину этого видят в отдаленности естественнонаучных предметов от жизни, что снижает мотивацию их изучения. Для повышения интереса, чтобы хоть как-то заинтересовать учащихся, предлагается либо использовать в обучении игровые элементы (американский подход), занимательные задания (Япония); либо сделать акцент на культурном аспекте (Китай и Корея).
Таким образом, в содержание учебного предмета необходимо включить материал, демонстрирующий практическую направленность, а также те научные знания, которые составляют часть культуры общества. Мы считаем, что для разработки учебных материалов удобно применять методы семиотики - области знания, объектом которой является сфера знакового общения, развитые в трудах Ю. Лотмана [3].
Учебный материал, предназначенный для передачи учащимся, который представляет собой либо рассказ учителя, либо текст учебника, либо разнообразные задачи, для удобства будем рассматривать как единое понятие текст.
Известно, что одной из функций текста является передача уже имеющейся в нем информации. Большинство людей привыкло считать, что только в этом и состоит назначение текста. Как следствие, в обучении часто преобладает вербальный метод, направленный на механическое запоминание информации. Но это всего лишь одна, рациональная составляющая текста. Существуют и другие функции текста, которые не проявляются так явно.
Текст - конденсатор культурной памяти. По символам текстов человек, их воспринимающий, реконструирует целостное значение, заложенное многими поколениями (архетипы) [4]. Эти, на первый взгляд скрытые, знания содержащиеся в тексте, есть иррациональная его составляющая, которая вступает в определенное отношение с культурной памятью, присутствующей в сознании человека. Такое взаимодействие приводит к созданию новых знаний.
На протяжении всего своего существования человечество имело возможность созерцать, наблюдать небесные светила. Самые древние тексты уже связаны с предметом, которым и сейчас занимается астрономия. В этом смысле астрономические знания составляют часть культурной среды общества, а процесс овладения ими (обучение) является вкладом в развитие культуры общества.
Текст служит генератором новой информации, новых знаний, не выводимых однозначно по заданным алгоритмам из уже имеющихся. Это творческая функция текста.
В настоящее время уровень методики преподавания астрономии, особенно в составе интегрированных курсов, следует считать эмпирическим, основанным в лучшем случае на личном опыте учителей-практиков, без учета специфики формирования астрономических знаний. Астрономия - предмет сложный, особенно в своей астрофизической составляющей, в современной школе является необязательным предметом. В таких условиях изучение астрономии, зачастую, держится на учителях-энтузиастах, в хорошем смысле "сумасшедших". Влюбленные в науку о небесных телах преподаватели зажигают своим творческим огнем маленькие огоньки у детей. Но творит здесь преимущественно учитель, ученики более пассивны. В результате очень часто по окончании изучения курса астрономии остается интерес к науке, разрозненные знания, но не формируется умение добывать эти знания.
Обучение предмету в общеобразовательной школе рассматривается в отечественной дидактике как методическая система. Любая система развивается, эволюционирует в тех случаях, когда она способна к самоорганизации. Обеспечить самоорганизацию методической системы преподавания астрономии возможно, по нашему мнению, за счет особой организации учебного материала.
Рассмотрим процесс порождения новых
знаний согласно [3].
1. Минимально мыслящее устройство должно
включать в себя как минимум две
разноуровневые знаковые системы,
обменивающиеся выработанной в них
информацией.
2. Поскольку системы устроены по-разному,
между ними не существует
взаимнооднозначного перевода. К примеру,
мифологический сюжет нельзя однозначно
преобразовать в научно-популярный текст.
3. Но если между парой таких взаимно
несопоставимых элементов все же
производится попытка установить отношение
адекватности, образуется ассоциация -
семантический троп. Это и есть ключевой
момент в генерации новых знаний,
составляющий процесс творчества.
Итак, для порождения нового знания нужно построить ассоциацию с уже имеющимся [5]. Ю.Лотман в [3] рассуждает о семиосфере, о системе большого множества семиотических пар. Рассмотрим, как образуются указанные ассоциации. В качестве примера используем разрабатываемый курс лабораторных работ по астрономии для инженерно-физического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина.
1. Семиотическая пара "уже известное" ® "новое знание".
Все знают, что Солнце восходит, поднимается-опускается, заходит. Но не все замечали аналогичные суточные движения звезд и других светил. Солнце является небесным светилом, таким же, как и другие звезды. Днем звезд не видно из-за света Солнца. Образуется ассоциация: Солнце совершает суточное вращение, следовательно, и звезды тоже участвуют в этом движении.
2. Семиотическая пара "уже известное" ® "культурный код".
С ней тоже можно работать, хотя и существуют определенные трудности. Можно сказать, что мы живем в эпоху рационального подхода к знаниям. Людям требуется логическое объяснение нового факта, им нужно знать ответ на вопрос "зачем нам это нужно знать, изучать", или "о чем этот текст и для чего он нам нужен". Даже в абстрактных картинах, музыкальных произведениях люди ищут смысл, приспосабливают к нему логическое объяснение.
Один из способов преодоления указанного практицизма - использовать своеобразную "приманку". Это может быть, например, простое знание, некоторым образом по смыслу связанное со сложным иррациональным текстом. Концентрируясь на "приманке", человек, не вникая в смысл иррационального текста явно, забывает про внутренние запреты и в результате лучше воспринимает текст. Что дает усвоение такого текста - объяснить трудно. Можно, например, говорить, что это некоторое положительное впечатление, положительный внутренний настрой.
3. Пара "культурный код" ® "новое знание".
В ряде случаев иррациональный текст может сыграть роль "уже известного и простого" компонента. Так, для многих людей, любящих поэзию и искусство, легче понять или запомнить астрономические знания, по ассоциации с сопутствующими им стихами, мифами, картинами и т.д.
Можно использовать следующий методический прием: театрализованное представление сюжетов мифов. Студенты это могут делать на коллегиальной защите лабораторной работы по теме "Созвездия". Такой же прием можно использовать и в школах. Эффект будет сильнее, если в конце мифологического сюжета, когда Зевс помещает героя на небо, показать это созвездие, рассказать о нем подробнее. При этом может завязаться диалог студентов (учеников) с мифологическими героями!
Вооружившись знанием о принципах построения учебного материала, можно уже и автоматически, не задумываясь, составлять его нужным образом и корректировать, в зависимости от полученных результатов.
По мнению авторов, экспериментальное исследование эффективности предложенного подхода можно провести с использованием компьютера и сети Интернет. При создании серверов, содержащих учебный материал, можно строить его, используя вышеизложенные принципы. Причем часть работы по компоновке может взять на себя сервер. Поясним, как это происходит. Материал разбивается на небольшие фрагменты, "кирпичики". В развитых серверных системах, таких, как применяемая авторами система Zope [6], можно давать произвольные свойства таким фрагментам, описать в понятных машине терминах, о чем этот текст. Далее системе задаются некоторые правила компоновки этих "кирпичиков", но это не однозначно определенный алгоритм! Текст специально компонуется на экране так, чтобы у обучаемого был определенный выбор, что делать дальше. Индивидуально для каждого пользователя сервером собирается информация о том, как пользователь сделает выбор нажатием мышки по определенной ссылке. К этому прибавляются результаты тестов. А затем сервер начинает приспосабливаться к интересам и уровню пользователя и планировать соответствующим образом дальнейшее обучение.
Литература:
1. Маркова С.Н. Из школьных кабинетов в 21
век, "Физика" №.44, 2001 с.1
2. Klykov D.Yu., Markova S.N. Educational astronomical site on basis of semiotic
theory. Tesises of "International Conference on Physics Education in
Cultural Context (ICPEC)". August 2001, Cheongwon, South Korea. http://www.icpec.or.kr
3. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история.
М.: "Языки русской культуры", 1996.
4. Крапп Э. Легенды и предания о Солнце Луне,
звездах и планетах. М.: Фаир-пресс, 1999.
5. Веряев А.А. Семиотический подход к
образованию в информационном обществе.
Монография. Барнаул. Изд-во БПГУ. 2000.
6. Zope Homepage. http://www.zope.org
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |