Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
Экспедиции как внеурочная форма организации учебно-воспитательной деятельности учащихся и студентов
Киселев А.К.
Нижегородский государственный
педагогический университет (НГПУ)
E-mail: astro@nnspu.ru
В настоящее время накоплен богатый опыт по организации учебно-исследовательских экспедиций учащихся и студентов Нижегородских школ и Высших учебных заведений к берегам озера Светлояр. Уже более 300 лет озеро Светлояр близ села Владимирского Воскресенского района Нижегородской области является предметом пристального внимания и местом религиозного паломничества жителей Нижегородской и других окрестных областей. Интерес к озеру связывают с легендой о чудесном исчезновении града Китежа.
В конце 60-х годов ХХ века началось активное изучение озера учеными-естествоиспытателями. Внимание экспедиций первоначально было направлено на поиск и обнаружение остатков исчезнувшего города, однако позднее на первый план выходит задача обоснования нетипичной для окружающей равнинной местности формы озера. Появляется ряд противоречивых гипотез происхождения озера [1-3]. Автором тезисов было предложено рассмотреть вероятность метеоритного происхождения озера. Из состава школьников и студентов была организована экспедиция. Первый этап экспедиции состоялся осенью 1999 года, следующие этапы проходили летом 2000 года, летом 2001, осенью 2001г. В экспедициях приняло участие около 40 школьников и студентов. В качестве организаторов и участников к экспедиции были подключены учителя школ. Выполнен значительный объем научно-практических работ. В итоге получен научный результат, собраны факты, обосновывающие предложенную гипотезу.
Кроме того, делается предположение о том, что Светлояр не является единственной подобной ударной структурой на территории России. Экспедиции к Светлояру позволили отработать методику диагностики малых взрывных кратеров на рыхлых осадочных породах [4,5]. На территории Нижегородской области выделены озера вероятно-ударного происхождения и планируются их экспедиционное исследование.
Отработанная форма организации экспедиций включает в себя этап подготовки на котором рассматриваются теоретические основания предполагаемой деятельности и прививается навык работы с оборудованием, этап практической работы на объекте (сама экспедиция), и этап обработки и представления результатов (конференция по итогам). Экспедиционная группа разбивается на подгруппы по специализациям и ориентируются на выполнение разных научно-практических задач.
Экспедиция как внеурочная форма организации учебно-воспитательной деятельности учащихся и студентов является мощным мотивирующим фактором процесса обучения, прививает навык самостоятельного анализа, вовлекает в живой исследовательский процесс, демонстрирует интеграцию методов разных научных дисциплин для достижении общей цели. Невозможно переоценить воспитательную роль экспедиции. Тяжелые походные условия и общая поставленная задача требуют немалой воли и выдержки от ее участников. Экспедиционная группа в полевых условиях превращается в сплоченный коллектив, внутри которого царит атмосфера дружбы и взаимопомощи.
Литература:
1. Град Китеж - исследование легенды. //Литературная
газета, 27 ноября 1968г., Литературная газета, 11
марта 1970г.//Литературная газета, 30 сентября
1970г.
2. Загадка града Китежа.//Литературная
газета, 6 января 1971г.
3. Загадочный шедевр.//Ленинская смена, 12
февраля 1977г.
4. Киселев А.К. Метеоритное происхождение
озера Светлояр //Межд. конф. "Космическая
защита Земли". Тезисы докл. Евпатория,
Крым, Украина, 11-15 сент. 2000. С. 46.
5. Мелош Г. Дж. Образование ударных кратеров:
геологические процессы. 1994.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |