Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
Астрономические конкурсы и олимпиады старшеклассников
Ходыкин С.А.
Волгоградский государственный
педагогический университет
khodykin@avtlg.ru
Более 20 лет (с 1981 г.) автор принимает непосредственное участие в подготовке и проведении районных, зональных, городских и областных конкурсов и олимпиад старшеклассников по астрономии и физике как член оргкомитетов и председатель жюри. Представители Волгограда неплохо показали себя на Российских астрономических олимпиадах - есть среди них и победитель (П.Воронин, 1998 г.), и призеры (М.Абубекеров, 1995 г., М.Волков, 1999 г.). Но в целом картина далеко не оптимистичная, сложностей и проблем остается много. Это и побудило поделиться некоторыми соображениями, идеями, которые, возможно, найдут отклик и понимание коллег-единомышленников.
Цели проведения конкурсов и олимпиад традиционны и ясны - популяризация курса астрономии в школе, поддержка преподавателей и интересующихся астрономией учащихся; поиск талантливых, одаренных школьников. Результативность, массовость олимпиад, активность и успехи участников отражают общее состояние астрономического образования в Волгограде и области. К сожалению, картина напоминает звездное небо - несколько ярких звездочек, сияющих - нет, не на сером фоне - в черноте. Эти редкие очаги существуют благодаря преподавателям-энтузиастам: Камышин, Жирновск, Волжский, и, конечно, Волгоград традиционно активно откликаются на участие в конкурсах и олимпиадах. Соответственно ситуации, уровень сложности заданий первого тура олимпиад - районных (для сельской местности - зональных) невысок - простейшие расчетные задачи и качественные вопросы, не выходящие за рамки учебника. Как показывает анкетирование участников, в следующем туре олимпиады участвуют только школьники, прошедшие подготовку в астрономическом кружке или в ходе дополнительных занятий с учителем - факультативных или индивидуальных. Катастрофически не хватает, особенно в сельских районах, вспомогательной астрономической литературы - задачников (например, таких как олимпиадные сборники [1-4]), прекрасно изданных, красочных (как [5]), но доступных по цене научно-популярных изданий, методических и наглядных пособий. Поэтому используются любая возможность контакта с учителями Волгограда и области: лекции и занятия в Институте усовершенствования учителей, традиционные августовские педагогические чтения, личные встречи. Информация о предстоящих олимпиадах, а также комплекты вопросов, задач и заданий прошедших астрономических олимпиад передаются учителям школ и представителям районных отделов народного образования через студентов-физиков во время прохождения педагогической практики. Это оригинальные задачи с решениями (около сотни) и около 200 качественных вопросов, составленные членами жюри олимпиад. Оформить их в виде цельного печатного издания, несмотря на неоднократные заявки просьбы в органы образования, пока не удается. Тем не менее, приятно было узнать, что некоторые из наших задач пригодились коллегам, например, использовались на астрономической олимпиаде ННЦ в Черноголовке. Областная олимпиада, состоящая из теоретического и практического туров, проводится на базе физического факультета ВГПУ. В ее организации, проведении и обсуждении результатов активно участвуют преподаватели, студенты и аспиранты факультета, научные работники Волгоградского планетария. Поскольку уровень сложности олимпиадных заданий по астрономии и космической физике, ежегодно предлагаемый Министерством образования, невысок и подходит, скорее, для олимпиад городского уровня, ориентиром при составлении задач служат задания Всероссийских туров. Они не ориентированы на школьную программу, а предполагают дополнительные знания, в том числе по математике и физике. На теоретическом туре предлагаются 6 задач, требующих серьезной математической подготовки (все они оцениваются до 10 баллов), на практическом - 20 качественных вопросов по всем разделам астрономии (по 1-2 балла) и до четырех практических заданий (по 5-6 баллов каждое) с использованием справочников, атласов, карт, глобусов, планшетов с фотографиями, спектрограммами и т.д. В дни проведения областной олимпиады участники обязательно посещают Волгоградский планетарий, знакомятся с его экспонатами, слушают специальную обзорную лекцию в Звездном зале, встречаются с научными сотрудниками и кружковцами, а при удачных обстоятельствах проводят вечерние наблюдения в обсерватории (рефрактор Цейсс, F = 5 м, D = 30 см). В областной олимпиаде участвуют учащиеся 9-11 классов, их число, как правило, не превосходит 12-15 человек: в районных отделах образования нет средств для посылки участников. Нет их и в областном управлении, поэтому финансирование поездки на Всероссийскую олимпиаду победителей и сопровождающего проводится только за счет школы и родителей учащихся. Справедливо отметить, что представители ОБЛУНО оказывают этому посильное содействие, но отсутствие единой системы, понимания и взаимодействия на уровне областного, городского и районных управлений народного образования делает усилия энтузиастов-одиночек малоэффективными.
С 1995 года при содействии Городского научного юношеского центра возродились ежегодные городские конференции научного общества учащихся "Наука, природа, человек". Все эти годы автор возглавляет жюри секций "Физика" и "Астрономия". Работы старшеклассников весьма разнообразны по форме - практические разработки и демонстрационные установки, теоретические исследования и рефераты. Жюри (канд. физ.-мат. наук - преподаватели физического факультета ВГПУ) разработало критерии оценки творческих работ в соответствии с собственными представлениями о роли науки в формировании учащейся молодежи, о месте и достойной роли самих учащихся в современной науке, в том числе: обоснованность, актуальность и оригинальность выбора темы, соответствие ее тематике секции; аккуратность при оформлении работы (схемы, графики, таблицы); аргументированность применяемых методов исследования (компьютерное моделирование, математические методы); логичность, корректность, полнота и критичность выводов (необходимая статистическая обработка результатов, анализ возможных ошибок); степень личного участия и самостоятельности при выполнении работы (обязательное цитирование источников); качество устного доклада, ответы на вопросы, понимание астрономической и физической сути явления и т.д. Особое внимание обращается на умение учащегося использовать современную научную литературу, электронные источники информации (Internet и т.п.), не забыв при этом сослаться на эти источники, ясно отметить свои собственные результаты и выводы. При подготовке конкурсных работ по астрономии школьники, например, используют современные научные статьи из Astrophysical Journal, MNRAS, ApSS и т.д. последних лет, получаемые библиотекой ВГПУ (прекрасный стимул для изучения иностранного языка - международного языка науки!).
В первые годы проведения конкурсов организаторы попробовали внести элемент демократичности и коллегиальности при обсуждении результатов, привлекая для этого научных руководителей, учителей. В итоге страсти кипели, споры разгорались нешуточные, обвинения на жюри сыпались по всему спектру, радости не было даже на лицах победителей. Причина понятна - личные амбиции некоторых научных руководителей и учителей, вошедшая в привычку (не от хорошей жизни!) потребность - отчитаться, отрапортовать руководству, оправдаться и тут же обвинить. Желание победить естественно для соревнующихся - но не любой ценой! Дети невольно оказались втянуты в конфликт взрослых. Вот несколько типичных ситуаций:
а) некорректно, небрежно поставленная
научная задача - это вина, некомпетентность
научного руководителя, а для учащегося -
беда;
б) руководитель - авторитетный ученый,
признанный специалист - привлекает к
исследованию по своей научной тематике
старшеклассника, роль которого сводится к
снятию показаний неведомых ему приборов в
ходе эксперимента, физическая суть
которого неясна. Результаты молодого
ученого, полученные таким способом, как
правило, включаются в научный отчет
лаборатории или в статью. Но велика ли
польза от подобного "натаскивания"?
в) реферативная работа, представляющая
собой компиляцию, механическое соединение
чужих результатов (благо, рефератов, статей
в Internet или на компакт-дисках, особенно по
астрономии, изобилие). Материал представлен
без критического анализа, осмысления, без
каких-либо элементов творчества и
самостоятельности;
г) большинство рецензентов (как правило,
привлекаются высокие звания!) не вникают в
суть представленной работы, подписывают
формальные, возможно, не собою составленные,
рецензии, не отражающие уровень работы, не
содержащие критических замечаний, что
вызывает только недоумение жюри, но не
влияет на окончательную оценку.
Научная деятельность - это особый образ жизни, мыслей, особое мировоззрение, этические и нравственные нормы. Это в первую очередь должны понять, этому научиться от своих руководителей ребята, прикоснувшиеся к Науке. Главный результат "школьной науки" - открывшаяся возможность самовыражения и самоутверждения, творчества, чувство ответственности, возникающее при участии в большом общем деле, ощущение новизны и радости от самого процесса познания, от ежедневных маленьких открытий. К счастью, в последние годы положение существенно изменилось к лучшему: характер работ изменился, меньше стало халтуры и показухи, больше оригинальности, творчества и надежды.
Литература:
1. Дагаев М.М. Сборник задач по астрономии. -М.:
Просвещение, 1980.
2. Мартынов Д.Я., Липунов В.М. Сборник задач по
астрофизике. -М.: Наука, 1986.
3. Сурдин В.Г. Астрономические олимпиады. -М.:
Изд. МГУ, 1995.
4. Гаврилов М.Г. Олимпиады по астрономии и
космической физике. -М.: Квантум, 1998.
5. Детская энциклопедия по астрономии. -М.:
Аванта плюс, 1997.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |