Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
Особенности проведения астрономических олимпиад разного уровня
Карташов В.Ф.
Челябинский государственный
педагогический университет
Олимпиадное астрономическое движение в России весьма молодо, тем не менее, существуют общие подходы как к составлению олимпиадных задач, так и к формам организации работы предметного жюри, которые практически нигде не описаны и поэтому нуждаются в освещении.
Основная трудность в проведении астрономической олимпиады состоит в том, что астрономия либо вовсе не изучается в большинстве школ России (поскольку является предметом по выбору), либо изучается в выпускном классе. Если учесть, что районный тур проходит в первой половине учебного года, когда ученики изучили только часть курса астрономии, то перед составителями задач олимпиады встает дилемма - можно или нет включать в содержание задачи, основанные либо на не изученном еще, или дополнительном теоретическом материале. Можно ли, например, для учеников 6 класса включать задачу, основанную на формуле Погсона, которая изучается в 11 классе? При проведении олимпиад, например, по физике или математике такой вопрос не возникает, поскольку ответ очевиден - нет. Но астрономам тогда придется либо отказаться от проведения олимпиад, либо все-таки нарушать установленное табу. Если еще учесть, что число астрономических кружко в в школах области исчисляется единицами, то нет большой разницы в том, с учетом или без учета содержания школьного астрономического образования подготавливается олимпиада. Поскольку она, как показывает анализ, направлена на выявление тех учащихся, которые овладевают азами астрономии в индивидуальном порядке.
Поэтому астрономическая олимпиада служит стимулом для оживления процесса обучения астрономии в средних школах. Однако, чтобы охватить учащихся обычных школ и школ с "уклоном", олимпиадные задания должны быть составлены таким образом, чтобы, с одной стороны, привлечь учеников в деятельность уже существующих кружков, либо служить мотивом для организации новых. Значит, первые задачи олимпиады должны быть доступными для решения большому количеству участников. Такой подход, с одной стороны, позволяет вовлечь ребят в решение более сложных задач, а с другой стороны, исключает возможность их психологического "травмирования". Если школы направляют ребят на олимпиаду не для "отписки", а выбирают тех, кто по своим способностям может в ней участвовать, то опыт проведения олимпиад показал, что так оно и получается на самом деле. Сейчас в школах, по крайней мере, города организовано около 10 кружков, которые проводят систематические занятия астрономией. Это является несомненным успехом проводимых Олимпиад.
С другой стороны, олимпиадные задания должны выявить действительно сильнейших, поэтому наряду с задачами, которые могут привлечь учеников к астрономии, в ней должны быть и задачи повышенной трудности, решение которых посильно единицам учеников. Опыт показал, что призеры областной олимпиады, решившие такие задачи, становятся и победителями Российской олимпиады.
Еще одной особенностью проведения астрономических олимпиад является межпредметный характер ее заданий, обусловленный скудным содержанием астрономического учебного материала, который изучается в школе. Любой физический закон, любая математическая формула могут служить основой для составления заданий олимпиады. Приведем только один пример, связанный с определением пути, проходимым телом при свободном падении. Формула для пути пригодна для любой планеты, что и дает возможность составить, к примеру, такую задачу: "Во время путешествия по Марсу космонавт обронил в небольшую впадину компас. Чтобы достать его, он бросил туда камень и определил, что до дна он летел 3 секунды. В его распоряжении был прочный шнур длиной в 5 метров. Хватит ли длины шнура, чтобы с его помощью он смог опуститься на дно впадины и найти потерю? На завязку узла космонавту оказалось достаточным 0,5 метра. Масса Марса 6,39?1023 кг".
Для учеников, изучивших теорему Пифагора, можно предложить задачу на ее применение в условиях какого-то небесного тела, например, Луны. Действительно, при решении задачи "Коллеги космонавта, проводящие изучение природных ресурсов Луны, отправились на разведку и отошли ночью от базы, расположенной вблизи горы Пико, на 50 км. Связаться с ними можно было только при помощи световых сигналов. Увидят ли космонавты сигналы SOS, если они подавались с вершины Пико, высота которой 2400 метров?" главным является выполнение верного чертежа, который и подскажет ход ее выполнения. Правда, при решении задачи ученики должны знать теорему о соответствии длин дуг величинам соответствующих им центральных углов, но она изучается в 7 классе.
Особенно объемен класс задач, связанный с затмениями объектов Солнечной системы, условиями видимости планет, которые являются по сути геометрическими.
Приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в том, что содержание астрономической олимпиады может быть составлено без ущерба как ее качеству, так и с учетом возрастных особенностей учащихся. Это, однако, не исключает возможности использования и таких задач, решение которых требует от ученика выхода за рамки программы по астрономии. Самое главное здесь состоит в том, чтобы использовать те знания, которые являются основой элементарной астрономии. Поэтому использование формулы Погсона, понятий абсолютной звездной величины, светимости могут быть использованы в заданиях для любых возрастных групп, но они должны быть и наиболее высоко оцениваемыми.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |