Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronet.ru/db/msg/1173351/chapter43.html
Дата изменения: Mon Dec 3 17:42:03 2001
Дата индексирования: Thu Dec 27 17:31:14 2007
Кодировка: Windows-1251
Астронет > 7) Другое вспомогательное оборудование
Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод
 

Проведение практических работ в курсе астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

7) Другое вспомогательное оборудование

а) Звездная указка.

Рис. 48

При наблюдениях звездного неба учитель всегда испытывает затруднения в показе учащимся положения некоторых небесных объектов. И это понятно, школьники, глядя в ту сторону неба, куда показывает рукой учитель, не могут сразу найти среди множества сверкающих точек то, что требуется. Особенно это относится к нахождению таких слабых объектов, как звезды Малой Медведицы, Лебедя, Андромеды, туманностей, звездных скоплений и др. И нередко случается так, что кое-кто из учащихся уходит с занятий, так и не усвоив, где же находятся на небе туманность или звезда, о которой рассказывал учитель. Поэтому на астрономической площадке необходимо иметь так называемую звездную указку (рис. 48). Она состоит из легкой рамки на шарнирном устройстве с совершенно параллельными планками. Прицелившись одной из них на звезду, мы ориентируем в том же направлении и другие. В результате чего сразу несколько наблюдений получают надежное целеуказание.

б) Фотореле для регистрации момента истинного полудня

Чтобы можно было автоматически регистрировать момент прохождения Солнца через меридиан, диссертантом было сконструировано и проверено в работе специальное фотореле (рис.49 и 49а).

Рис.  49. Фотореле для регистрации момента истинного полудня:
ФЭ - фотоэлемент ЦГ-4;
Л1 - электронная лампа 6С5С;
Л2 - 60-ваттная лампа, включенная последовательно в цепь накала;
R1 - сопротивление 2,7 МОм;
R2 - сопротивление 2,7 кОм;
R - обмотка электромагнитного реле, сопротивлением около 1 кОм;
С - электролитический конденсатор 10 мкФ;
П - контактные пластины реле (нормально замкнутые).
Рис. 49а. Схема фотореле видна
 на верхней  крышке камеры,
внутрь которой она устана-
вливается в рабочее положение.

Ящик, в который помещено фотореле, имеет две узкие щели, ориентированные точно по меридиану. Солнечный свет, прошедший в виде узкого пучка через наружную щель, точно в полдень попадает во вторую, внутреннюю щель, падает на фотоэлемент и вызывает включение электрического звонка. Как только луч от наружной щели смещается и перестает освещать фотоэлемент, звонок отключается. Ширина щелей берется 3-4 мм. В солнечный день это обеспечивает вполне устойчивую работу реле. При расстоянии между щелями в 50 см. продолжительность сигнала около 2 мин.

Если прибор устанавливается горизонтально, то необходимо верхнюю крышку камеры между наружной и внутренней щелью сделать с наклоном, чтобы обеспечить попадание солнечных лучей на внутреннюю щель при больших высотах Солнца. Угол наклона верхней крышки зависит от наибольшей полуденной высоты Солнца в данном месте.

Чтобы можно было воспользоваться подаваемым сигналом для проверки часов, на ящике фотореле имеется таблица с указанием моментов истинного полудня с промежутком через 3 дня. Момент истинного полудня вычисляется по известной формуле:

Т0 = 12 + h + (n-l).

Поскольку якорь электромагнитного реле притягивается при затемнении, то контактные пластины П, через которые включается цепь звонка, должны быть нормально замкнутыми, т.е. замкнутыми при отжатом якоре.

Такой прибор в школе служит не только практическим целям, но н знакомит учащихся с принципами автоматики, которые широко используются в современных астрономических измерениях.

в) Астрономический уголок

Рис. 50

Для решения задач на уроках астрономии, для выполнения ряда практических работ (определение широты места, определение времени по солнцу и звездам, наблюдение спутников Юпитера и др.), а также для иллюстрации излагаемого на уроках материала кроме издаваемых таблиц по астрономии, полезно иметь в классе выполненные в крупном масштабе справочные таблицы, графики, рисунки, результаты проведенных наблюдений, образцы практических работ учащихся и другие материалы, составляющие астрономический уголок (рис. 50). В астрономическом уголке необходимы и Астрономические календари (ежегодник, издаваемый ВАГО и Школьный астрономический календарь), в которых содержатся необходимые для занятий сведения, указаны важнейшие астрономические события, приведены данные о новейших достижениях и открытиях в астрономии.

В том случае, когда в школе Астрономических календарей нет или их недостаточно, из справочных таблиц и графиков в астрономическом уголке желательно иметь следующие:

а) склонение Солнца (с промежутком через 5 дней);
б) уравнение времени (таблица иди график);
в) изменение фаз Луны и ее склонений на данный год;
г) конфигурации спутников Юпитера и таблицы затмений спутников, на тот месяц, когда предлагается проводить наблюдения;
д) видимость планет в данном году;
е) сведения о затмениях Солнца и Луны;
ж) некоторые постоянные астрономические величины;
з) координаты наиболее ярких звезд и др.

Кроме того, необходимы демонстрационная подвижная звездная карта и учебный звездный атлас А.Д. Могилко, немая звездная карта, модель небесной сферы.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: диссертация - движение планет - движение Луны - движение Солнца - Солнечные пятна - Секстант - угломерный инструмент - актинометр - спектроскоп - теодолит - зрительная труба - телескоп - демонстрации - школьный атлас - численное моделирование - звездное небо - звездная карта - лабораторные работы - практические работы - курс астрономии - преподавание астрономии - методика преподавания
Публикации со словами: диссертация - движение планет - движение Луны - движение Солнца - Солнечные пятна - Секстант - угломерный инструмент - актинометр - спектроскоп - теодолит - зрительная труба - телескоп - демонстрации - школьный атлас - численное моделирование - звездное небо - звездная карта - лабораторные работы - практические работы - курс астрономии - преподавание астрономии - методика преподавания
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнения читателей [3]
Оценка: 3.3 [голосов: 11]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования