Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronet.ru/db/msg/1197730/31.html
Дата изменения: Tue Apr 20 22:59:46 2004
Дата индексирования: Wed Dec 26 02:08:21 2007
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: arp 220
Астронет > Соловьева О.В. РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ...
Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод
 

Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Соловьева О.В.

Владимирский государственный педагогический университет
rector@vgpu.vladimir.ru

В последнее десятилетие принципиально изменились подходы к школьному образованию, цели и задачи подготовки школьника к жизни в обществе. Изменены приоритеты, по-иному расставлены акценты. Если в недавнем прошлом "главенствующую" роль в школьном образовании играли дисциплины естественно-математического цикла, то в настоящее время значимость и популярность гуманитарных дисциплин резко возросла.

Новые подходы ощущаются и в системе оценки знаний учащихся. Наряду с традиционной (которая кстати используется в настоящее время значительно реже) появились рейтинговая, тестовая система оценки знаний.

Изменения, произошедшие в школьном образовании, дали возможность реализации давно созревших идей, внедрения методических наработок, появились совершенно новые составляющие школьного образования: экзамены, не обязательные для всех учеников, интегрированные курсы дисциплин… и многое, многое другое.

Реформаторские изменения всегда сопровождаются чрезмерной увлеченностью нововведениями в ущерб ценным методическим находкам прошлых лет; использованию опыта преподавания, специфике отдельных дисциплин, учету индивидуальных особенностей школьников

Речь идет о том, что современная система школьного образования частично утратила элементы подготовки "ученика-рассуждающего": умеющего выразить свою мысль, аргументировать собственную позицию, сформулировать выводы, уметь пользоваться словами и т.п. Сыграла свою роль и всеобщая компьютеризация. Имеет место частичная подмена процесса познания, проникновения в суть явления, понимания взаимозависимости явлений и причин происходящих событий получением компьютерной информации. К сожалению нередки случаи, когда использование компьютерной техники не средство и помощь в изучении окружающего мира, а самоцель школьника.

В школе и в ВУЗе не популярно слово мировоззрение, хотя смысл этого понятия остается базовым при подготовке молодого человека к взрослой жизни. Одна из мировоззренческих наук "астрономия" в настоящее время не является самостоятельной дисциплиной в каждой школе и исключена из перечня дисциплин Государственного образовательного стандарта подготовки учителя математики в педагогических ВУЗах. Изучение же этой дисциплины предполагает развитие пространственных представлений и воображения, без чего изучение естественных наук затруднено (особенно геометрии на плоскости и стереометрии). Однако в курсах естественных наук использование методов, формирующих и развивающих мыслительную деятельность, не только возможно, но и необходимо.

Изучение наук естественно-математического цикла предполагает наличие хорошо развитых пространственных представлений и воображения. Наиболее благоприятные условия для формирования и развития пространственных представлений создает изучение систематического курса астрономии или, в общем случае, получение астрономических знаний.

Проблема восприятия пространственных отношений тесно связана с проблемой решения мыслительных задач, т.к. процесс формирования и развития пространственных представлений активно протекает лишь в тесной связи с развитием логического мышления и речи учащихся в процессе учебной деятельности. Развитие как образного так и логического мышления способствует формированию таких умений, как умение предвидеть результат, изобразить в виде графика или схемы реальный процесс. Для успешного решения подобных задач необходимо сформировать у школьников навыки логического конструирования, т.е. научить их моделировать явления и процессы. Моделирование тесно связано с целенаправленным отбором данных, их анализом и синтезом.

Моделирование, как специфическое средство как средство отображения человеком окружающего мира, представляет собой необходимый элемент познания астрономических объектов и явлений. Необходимость построения моделей обоснована тем, что естественнонаучное познание стремится скрыть объективное содержание, качественную сторону существующей теории. Моделью, в таком случае, может быть и теория, и закон, и гипотеза, и идея, обладающая определенной структурой, а также соотношение, уравнение, совокупность данных или суждение о строении реального мира.

При моделировании создается объект, в котором исследуемые стороны оригинала могут быть изучены значительно легче, чем при рассмотрении самого оригинала. Вынесение на передний план исследования одних свойств объекта и абстрагирование от других вполне допустимо прежде всего потому, что в действительности многие его стороны объективно проявляются как вполне самостоятельные, автономные. Изучение же отдельных сторон явления создает условия для познания и последующего синтеза знаний об объекте и его месте среди других явлений. Отмечая это свойство модели в процессе обучения, уместно дать учащимся понятие о "независимости" как таком же фундаментальном качестве природы, как и "взаимозависимость" и "взаимообусловленность" явлений. Не случайно поэтому обнаружение независимых друг от друга явлений природы нередко имеет ничуть не меньшее значение, чем установление их взаимосвязи. Наличие опознаваемого объекта относительно взаимозависимых сторон позволяет не только отбросить в процессе моделирования целый ряд его свойств, но и одновременно позволяет ввести в конструируемую модель новые, относительно произвольные связи и отношения, что является проявлением метода модельных гипотез. Указанный метод используется в процессе обучения как метод, стимулирующий процесс творческой деятельности школьников. Метод модельных гипотез основывается на наглядных образах и представлениях, возникших в результате наблюдений и аналогий. Он, являясь эвристическим методом познания, позволяет учащимся применять все имеющиеся у них знания для построения модельной гипотезы явления и доказать логичность и аргументировать предлагаемую модель.

Кроме моделирования, развитию и образного логического мышления несомненно способствует наличие сформированных пространственных представлений и воображения (о чем уже говорилось в начале статьи).

Один из эффективных путей формирования и развития представлений и воображения является процесс деятельности - учебный, трудовой, игровой и т.д. В процессе деятельности ученик активно взаимодействует с объектом, ищет и опробывает его, изучает "пространство". Другими словами, при деятельностном подходе в процессе обучения ученику присуща активность. Только активные действия с учебным материалом и попытки применить соответствующие знания обеспечивают усвоение изучаемого.

Проявлением активности учащихся служат наблюдения. (При изучении астрономии наблюдения приобретают особый смысл!) Наблюдения есть сложная деятельность, обеспечивающая полноту и точность восприятия. В педагогической литературе и литературе по психологии наблюдение определяется как "мыслящее восприятие". Мышление, с одной стороны, ставит задачи перед восприятием, организуя его (что именно в воспринимаемом объекте надо найти, выделить, опознать; чем при этом руководствоваться и т.д.). На основе наблюдений открываются новые свойства объекта, ранее не обнаруживаемые. Полученная информация активизирует мыслительную деятельность учащихся, заставляя формулировать новые "вопросы природе" и обдумывать выбор приемов наблюдения.

Наблюдение предполагает необходимый переход от описания наблюдаемого факта к объяснению его причин. Формой такого перехода является гипотеза. Ее проверка или опровержение - дело дальнейших наблюдений. Анализ полученных результатов можно считать разновидностью наблюдений. При анализе изучается не само явление, а лишь полученные результаты, но по существу объектом изучения остается то же явление, проявившееся в полученных результатах.

Наряду с приемами, обеспечивающими полноту и точность восприятия, существенную роль играют приемы, обеспечивающие избирательность наблюдения. Весьма важно определить, какие элементы объекта или его изображения необходимо выделить как основные, а какие - как фоновые. Избирательность обеспечивается целью, объективными условиями и тщательностью подготовки наблюдения. Как составная часть процесса наблюдения, избирательность способствует развитию абстрагирующей функции мышления.

Рассмотренные для примера два метода познания окружающего нас мира, доказывают необходимость использовать эти методы в процессе формирования системы знаний выпускника, в независимости от изменяющихся условий и различной организации школьного обучения. Названные методы ведут к развитию логического мышления, а следовательно, к воспитанию человека думающего, способного к созиданию.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
Публикации со словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 3.1 [голосов: 35]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования