Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В КУРСЕ АСТРОФИЗИКИ

Положенцева Л.Д.

РГПУ им. А.И.Герцена, С-Петербург

Конец XX в. - начало XXI в. некоторые ученые-исследователи рассматривают как вступление человечества в новую стадию своего развития - построение информационного общества, отмечая, что информация стала глобальным ресурсом. Суть происходящей "информационной революции" они видят в существовании объективной технологической возможности на основе средств вычислительной техники и телекоммуникаций открыть доступ для каждого члена общества к любым массивам знаний. Формирование информационной культуры студента педагогического вуза становится одной из важных задач высшего образования, а добывание информации - приоритетной сферой профессиональной деятельности. У учащихся должны быть сформированы умения обновлять оперативную часть своего опыта. Востребован тот специалист, который "не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимися творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом"[1]. Поэтому в ходе процесса обучения очень важно развитие умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода задач. Акцент делается на индивидуализацию обучения. В рамках курса астрофизики этот аспект может быть решен путем использования Интернет-коммуникаций в образовательном процессе. Очень важно, особенно для такой науки, как астрономия, что на данном этапе Интернет учитывает и быстро реагирует на невероятный поток информации, которая в силу технического роста и новых, более емких возможностей приборов и вычислительной техники, устаревает. Несомненно, что теории, исследования, данные и любая другая информация, составляющая фундамент науки, также находит свое отражение во "Всемирной паутине".

Что представляет собой "астрономический Интернет" на сегодняшний день? Он подобен планете, которую населяет множество информационных потоков разной природы и происхождения. Условно можно выделить два полушария: архивные данные и современная новая информация. Как говорят некоторые ученые, "когда новость перестает быть новостью, она попадает в архив". Архивы, в свою очередь, различаются как по сложности (от списка файлов до базы данных), так и по виду содержащейся в них информации. Собрание фотографий и электронные энциклопедии относят, скорее, к архивным данным, чем к свежей информации. По мнению некоторых авторов, основная ценность Интернета состоит в оперативном распределении появляющейся новой информации, открытом доступе к громадным, постоянно расширяющимся архивам данных и возможности быстрого и прямого обмена информацией.

Популярны сайты новостей (где описываются важнейшие события), монографии, учебные пособия и многое другое. Особенно хотелось бы отметить гипертекстовые публикации (примером которых являются архивы фотографий), динамическая структура которых позволяет постоянно обновлять ее составные части и дает возможность включения в них в качестве иллюстративного материала мультимедийные элементы, каталоги с результатами наблюдений, электронные доски объявлений, персональные страницы астрономов-любителей, астрономические программы-калькуляторы, позволяющие провести необходимую подготовку к наблюдениям (определение положения объектов и т.д.), возможность проведения наблюдений в режиме реального времени, возможность получения текущей информации о состоянии интересующего вас объекта (солнечных пятнах, солнечном ветре, состоянии короны, изображение Солнца в различных областях спектра и т.д.). При умелом использовании этого богатого материала в учебном процессе можно добиться высокой мотивации учащихся к обучению, обеспечить деятельность по самостоятельному поиску новой информации по предмету, обсуждению ее с коллегами. Все это, в конечном итоге, содействует укреплению знаний по предмету, позволяет воспитать компетентного квалифицированного специалиста в данной предметной области.

Рассмотрим, как реализуется предложенная нами модель на примере изучения темы "Малые тела Солнечной системы". В курсе астрофизики этот раздел читается студентам в виде лекции, при этом время, отводимое на него, очень ограничено. Сравним возможности классической методики и предлагаемой нами в качестве дополнения к лекционному курсу. По прохождении данной темы у учащихся четко должны быть сформированы такие понятия, как астероид, метеор, метеороид, болид, метеорит, комета. Они должны знать основные виды, химический состав и природу метеоритов, общие характеристики астероидов, что такое контактно-двойные астероиды, особенности орбит астероидов, возможные траектории их движения, при каких условиях движения возможно их падение на Землю, строение и химический состав комет, орбиты движения комет, возможности столкновения с нашей планетой. Помимо всего вышеперечисленного, учащийся должен визуально представлять себе малые тела, явления, которые можно наблюдать в природе, научиться адекватно оценивать информацию, часто встречающуюся в новостях, о возможном столкновении небесного тела с Землей. Как мы предлагаем организовать работу студентов по данной теме?

Во-первых, Интернет поможет подобрать материал для иллюстрированной лекции преподавателя. Во-вторых, очень эффективным при работе над данной темой становится такой вид Интернет-коммуникации, как работа над проектом, то есть составление студентом презентации по заданной теме с использованием Интернет ресурсов. Как это происходит поэтапно:

1. Организационный этап. Перед студентом ставится задача подготовить презентацию по теме и определяются сроки ее выполнения.

2. Мотивационный этап. Студент начинает поиск информации в различных источниках. Для облегчения его работы в методических рекомендациях, оформленных в электронном виде, предлагается базовый материал - текст (определение понятия малых тел Солнечной системы) и красочные иллюстрации, например, падение Тунгусского и Сихотэ-Алинского метеоритов, метеорный поток Леониды и др. Предлагается несколько Интернет адресов, самые востребованные из которых: http://www.college.ru/astronomy; http://www.astronomy.ca/images, по которым студент сможет найти информацию, чтобы начать свою работу.

3. Информационный этап. Студент собирает информацию, затем ему необходимо ее проанализировать и должным образом организовать. Он может воспользоваться примерами уже сделанных презентаций, прочитать основные требования, предъявляемые к конечному продукту: количество слайдов, оптимальное для восприятия соотношение текстового и иллюстративного материала, особенности дизайна и т.д. Все это он также может найти в методическом руководстве для сопровождения самостоятельной работы. При создании такого продукта студентами педагогического института учащийся должен точно понимать, на какую аудиторию рассчитан продукт, что он позволит привнести в процесс обучения, и должен уметь ясно объяснить, какими средствами будет достигнута цель. Например, для объяснения учащимся процесса образования кратера, можно моделировать его с помощью аналогии, например, падения тяжелого камня на землю. Но гораздо эффективнее показать мультимедиа-модель образования кратера при падении метеорита на Землю, потом проиллюстрировать эффекты образования астроблем, показав самые знамениты из них - Аризонский кратер, пейзаж после падения Тунгусского метеорита, знаменитые снимки болидов или эффекты, вызванные падением крошечного осколка в 12 кг на автомобиль. Такой вид работы способствует формированию логического и творческого мышления студентов. Активизация мышления приводит к активизации познавательной деятельности, мотивации к обучению. Поскольку студент сам подбирает материал, отбирает согласно выдвинутым им критериям наилучший, у него сформируется более четкое представление об изучаемой теме и используемой терминологии. В ходе работы используются разные виды памяти. При таком виде работы формируются основные уровни мыслительной деятельности, как уровень понимания, логического и творческого мышления.

4. Заключительный этап. Окончательное оформление презентации и ее защита. Это позволит еще раз закрепить изученный материал и апробировать его, применить на практике в учебном процессе.

Разработка руководства по организации подобного рода работы по каждой теме позволит сделать процесс обучения более информативным и эффективным, с преобладанием самостоятельной работы и индивидуализацией учебного процесса. При этом очень важна роль преподавателя, так как он должен, в свою очередь, помогать студенту учиться правильно отбирать, анализировать, проверять и фильтровать информацию, контролировать и поддерживать учащегося на каждом этапе работы. Так, работая совместно с преподавателем под руководством тьютор-диска, студент сможет добиться больших успехов по астрофизике.

Литература:

Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. //Педагогика. 2003. N 10.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
Публикации со словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.1 [голосов: 145]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования